Папки-передвижки

Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

татьяна семенова
Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. По мнению Л. С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.

Публикация «Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

"Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически" [2, с. 16]. Таким образом, Л. С. Выготский выдвигает социальную компенсацию дефекта как первоочередную задачу педагогики в воспитании детей с нарушениями в развитии, [2, с. 112].

Поэтому работа по социальному развитию должна быть нацелена на формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Основная проблема социализации детей с ОВЗ — это отклонения от нормального становления личности. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания и происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Важным моментом повышения качества образования, создания условий для успешной социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью является установление прочных связей с социумом, основанных на социальном партнерстве, то есть «открытость детского сада наружу».

Социальное партнерство предполагает эффективное взаимодействие между участниками, создание единого образовательного пространства.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума.

Проект взаимодействия с социальными партнерами строится на принципах добровольности и равноправия в определённой последовательности. Первоначальным этапом является подготовительная работа, в процессе которой выявляется круг предполагаемых партнеров, ставятся цели и определяются формы сотрудничества. Завершается данный этап составлением плана взаимодействия с каждым из социальных объектов. Затем начинается практическая работа: проведение совместных мероприятий, реализация намеченных проектов. Результат сотрудничества определяется подведением итогов: анализ проведенной работы, её эффективность, определение дальнейшего взаимодействия с социальными партнёрами. [3, с. 432]

Как и многие другие учреждения, мы длительное время взаимодействуем с библиотекой, бассейном, станцией юных натуралистов, историко-краеведческим музеем, но одним из важных и постоянных партнеров нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет является школа. Успешная адаптация детей к школе, повышение интереса и мотивации к обучению у будущих первоклассников – важнейшие задачи, которые решаются в процессе взаимодействия со школой. [3, с. 432] Наряду с традиционными экскурсиями, когда дошколята сидят за партами, наблюдают, как занимаются ученики, участвуют в уроке и физминутках, посещением школьных праздников проводятся и такие мероприятия как КВН между первоклассниками и детьми подготовительной группы, показ школьниками спектаклей для детей ДОУ, организуются совместные выставки поделок и рисунков, социальная акция «Берегите природу!» (изготовление и распространение экологических листовок).Также были проведены совместные мероприятия, посвящё нные 9 мая: рисунки на асфальте «С Днем Победы!», тематическая постановка «Война не место для детей.

В этом году в рамках социального партнерства было заключено соглашение о сотрудничестве и разработан проект взаимодействия с отделением по сопровождению семей с детьми с овз на базе Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. С целью развития коммуникативных навыков, опыта общения воспитанников детского сада и детей отделения были организованы и проведены следующие мероприятия: спортивное развлечение «Зимние забавы», тематический праздник к 23 февраля, развлечение «В гостях у сказки». Дети обоих учреждений вместе с родителями приняли активное участие в городских соревнованиях для детей с ОВЗ. Педагоги ДОУ показали мастер-класс для родителей отделения по взаимоотношениям с детьми, также был проведён мастер-класс для педагогов и детей отделения по нетрадиционным техникам рисования. Мы продолжаем работу в этом направлении и надеемся на положительные результаты.

Вовлечение ребёнка с овз с совместную деятельность обеспечивает ему познание окружающего мира, получение опыта взаимодействия с окружающими людьми, улучшает процесс адаптации и социализации.

Условия современной действительности требуют качественно нового, социально направленного подхода к педагогическому обеспечению социальной практики каждого ребенка с ОВЗ. Любые виды деятельности ребенка, должны быть направлены на формирование и развитие разнообразного жизненного опыта, и только в этом случае социализация воспитанника будет проходить достаточно эффективно. [1, с. 964]

Литература:

1. Елисеева Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 959-964.

2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. - М. : Просвещение, 1995.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательных отношений как ценностный ориентир ФГОС ДО сборник материалов региональной научно-практической конференции Иркутск 2015. – 432 с.

https://www.scienceforum.ru/2014/524/1258

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/19/sotsializatsiya-detey-s-ovz

Публикации по теме:

Модель системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны Введение «…истоки.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все. 2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой",.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Технологическая карта НОД для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья Тема: Овощи Задачи: Образовательные: закреплять в речи детей обобщающее понятие "овощи", учить правильно произносить т-ть в слогах, словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 9 марта 2017 в 12:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД