Юлия Власова
Консультация для родителей «Игра — это интересно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это интересно!
Игра в понимании детей – интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, неограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра – универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Игра — это интересно!“» размещена в разделах
С первых дней жизни ребёнка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача родителей – познакомить ребёнка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами. Психологи подчё ркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознания себя как личности происходит именно в предметной деятельности.
Если вы хотите научить вашего ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, думать, самостоятельно овладевать разнообразными умениями, испытывать при этом радость открытия, постарайтесь научить его играть.
На втором году жизни закладывается основа детской игры: ребёнок с интересом осваивает способы действия с разнообразными дидактическими игрушками (всевозможные пирамидки, матрёшки, вкладыши и т. п., овладевает предметно-специфическими действиями, которые подсказаны свойствами самих предметов (колечки нанизывать, шарики катать и др.). Но только с вашей помощью он начнёт открывать для себя всю мудрость, сложенную в простые, на первый взгляд игрушки: будет учиться выделять и обобщать их свойства, признаки и качества.
До 1года и 3 месяцев ребёнок увлечённо упражняется в выполнении действий моторного характера, аналогичных тем, которые он начал осваивать к концу первого года жизни: надевает разноцветные кольца на стержень, кладёт в мисочку маленькие шарики и вынимает их, открывает и закрывает коробочки, выдвигают ящики и т. п. В ходе этой простейшей игры с предметами на практическом уровне осуществляется переход манипулятивных действий в предметно-специфические. Только нужна ваша своевременная помощь и поддержка. Помните: без предварительного обучения ребёнок способен лишь на примитивные действия. Ваши попытки заменить их целесообразными вызовут у него стойкие негативные реакции, отказ от дальнейших действий.
Учить ребёнка новому – занятие не из лёгких, а переучивать, ломать имеющиеся навыки ещё труднее. Поэтому при показе новой дидактической игрушки сразу же обучайте правильным действиям. Например, вы знакомите ребёнка с игрой «Геометрическая коробка» : раз! – и исчез шарик в круглом окошке, а кубик – в квадратном. Ребёнку это понравится, захочется самому и немедленно воспроизвести увиденное. Бесполезно останавливать ребёнка, объяснять, в какую именно прорезь следует опускать очередную форму. Ничего не видя и не слыша, нетерпеливо отмахивается от ваших попыток направить его руку, ребёнок хватает первую попавшуюся форму и, не рассмотрев её, лихорадочно пытается засунуть то в одну, то в другую прорезь. Видя это, мама начинает раздражаться, останавливает ребё нка: «Не туда! Видишь, это кубик, а ты впихиваешь его в круглое окошко. Опускай сюда, в квадратное!».
Такое обучение отбивает желание мыслить и пробовать: ребёнок научится только слушать и выполнять указания. Он начисто утратит способность действия самостоятельно, проявлять инициативу, упорство в достижении цели. При таком руководстве взрослый рискует заглушить эти позитивные ростки личностных качеств, которые намного ценнее, чем умение просто действовать с дидактической игрушкой. Обучая, трепетно относитесь к личностным проявлениям ребёнка, бережно взращивайте их. Поменьше пользуйтесь порицаниями и запретами. Не скупитесь на похвалу по каждому конкретному поводу, одновременно продолжайте усложнять задачу, переводя бессистемные пробы ребёнка в русло целенаправленных. Не сворачивая его самостоятельности, активности, вовремя приходите на помощь. Например, после безуспешной попытки ребёнка вложить, «втиснуть» большую мисочку в маленькую предложите «Попробуй наоборот!». Помогайте ему справиться с начатым делом до конца (нанизать все колечки, собрать все половинки матрёшек, т. е. добиться результата. Покажите ребёнку, обратите на него внимание: «Посмотри, какая красивая пирамидка получилась!». Для него это открытие, приводящее в восторг: «Вот, оказывается, для чего я старался!».
Но не думайте, что всё так просто. Лишь только вы оставите этого неугомонного деятеля без должного контроля, он у удовольствием примется за привычные манипулятивные действия, забыв о том, что вы ему недавно открыли. Он начнёт стучать игрушками, разбрасывать их, в лучшем случае – экспериментировать: упорно ставить кубик на шарик, старательно засовывать в прорезь дидактической коробки подвернувшуюся по руку игрушку, пытаться нанизать на стержень машинку и т. п. Безусловно, самостоятельное экспериментирование следует приветствовать: ребёнок упражняется в выполнении активных действий, путём проб и ошибок открывает для себя некоторые свойства предметов. Но для дальнейшего развития предметной деятельности этого мало. Покажите образец правильного использования каждой дидактической игрушки. Называйте и сам предмет, и действия с ним, обязательно заинтересовывайте ребёнка, эмоционально преподносите конечный результат – вот и организована ваша совместная деятельность.
Ребёнок охотно подражает тому, что интересно и понятно ему. Вы, находясь рядом, поймёте, в какой момент следует ненавязчиво действовать его рукой, а когда можно просто поощрить словом, улыбкой, радуйтесь вместе достигнутому успеху.
Повторим, ребёнок действует совсем не для того, чтобы добиться результата, и на первых порах не догадывается, что это такое, его увлекают сами действия. Но он чутко реагирует на оценку своих действий: видя вашу положительную реакцию на успех, начинает испытывать удовлетворение и даже гордость. Именно в таких условиях яркого эмоционально-делового общения у него начинает формироваться отношение к предметным действиям как к чему-то важному, особенному, требующему стараний и усилий для достижения результата.
При подборе дидактического материала учитывайте возможности своего ребёнка, не сравнивайте их с возможностями других детей – у каждого свой темп развития. Оцените возможности ребёнка объективно. Если он пока затрудняется в выполнении конкретных действий, держится скованно, робко – не стоит торопить события, двигаться дальше. Лучше не спеша закреплять появившиеся умения, отмечать даже самые незначительные успехи, ободрять ребёнка, укрепляя его веру в собственные возможности, учить радоваться игре, полученному результату. Но если ваш ребёнок без всяких усилий, быстро и легко справляется с заданием, значит пришло время усложнять задачи. Пора знакомить его с сенсорными качествами и признаками предметов (цвет, форма, величина, заново открывать перед ним всё богатство и красоту окружающего мира. Но делать это нужно очень деликатно, увлекательно, занимательно, не торопясь, шаг за шагом, идти от простого к сложному.
Знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной предметов можно начинать (после некоторой предварительной подготовки) приблизительно с 1 года 5–6 месяцев. У детей этого возраста уже довольно высокий уровень понимания речи взрослого, быстро увеличивается и объём собственного словарного запаса. Если до полутора лет, знакомя ребёнка с предметами и действиями, вы опирались на показ, то теперь у вас появляется возможность сочетать демонстрацию с объяснением, пояснением. Вы уже свободно можете определять, уточнять качества и признаки предметов, вместе обсуждать что получилось.
Развитие речи открывает новые возможности: ребёнок учится обобщать предметы по цвету, форме и величине. Это весьма ценное приобретение способствует активизации мыслительной деятельности. Ребёнку интересно, когда вы открываете ему новые качества знакомого предмета, например сообщаете, что бывают и синие, и жёлтые, и красные машинки, а ещё – большие и маленькие. Поняв, что значит цвет и величина однородных предметов, он, вникая в ваши пояснения, делает для себя открытие: большими и маленькими, а также красными, синими и жёлтыми бывают и другие предметы, стоит только оглядеться вокруг. Вот оно, обобщение разнородных предметов. А сколько ещё нового вы откроете своему ребёнку! И чем больше он узнает, тем интереснее и привлекательнее становятся игрушки и игра с ними. Ребёнок старается более точно подражать вам во всём – и в словах, и в действиях. Но активность в подражании не всегда возникает сразу, при первом предъявлении нового, нужны повторные упражнения в течение трёх–четырёх дней. Так что, не огорчайтесь, не разочаровывайтесь, не встретив полного понимания и должной активности со стороны ребёнка. Дайте время, чтобы новые впечатления улеглись и не так будоражили его нервную систему. Он ещё покажет вам, на что способен, проявив свои умения совсем не тогда, когда вы ожидаете. Такие отсроченные во времени результаты – одна из особенностей, свойственных раннему возрасту.
Легче всего даё тся различение величины предметов: большой – маленький. И это можно понять. Дети наблюдательны, ближайшее их окружение заполнено предметами контрастной величины: детская и взрослая одежда, обувь, посуда и т. п.
Останавливая внимание ребёнка на двух однородных предметах, контрастных по величине, указывайте на каждый из них, подчё ркивая голосом: большо-о-й – ма-а-ленький. Приобретённое ранее умение соединять две одинаковые части цилиндра поможет освоить вкладывания маленьких мисочек в большие, а затем в игру с матрёшкой. Сначала это будет одноместная матрёшка, а затем двух- и даже трёхместная. Имея под рукой четырёх и более половинок, на первых порах ребёнок производит бессистемные пробы, проявляет невиданное упорство, пытаясь соединить две неравные части. Иногда ему бывает трудно выдерживать напряжение, и вспыхивает настоящая буря отрицательных эмоций: он кричит, швыряет матрёшки, во все стороны, топает ногами, может даже разрыдаться. Так велико его желание сделать всё самостоятельно и очень быстро. Не дожидайтесь бунта. Вы, хорошо зная своё чадо, поймёте, когда ему действительно необходима помощь, и тогда, не разрушая его активности, поддерживая инициативу, подскажете: «А ты попробуй соединить с другой половинкой – с этой или с этой. Их же много, ищи!». Переведя экспериментатора на путь целенаправленных проб, поддерживайте интерес к игре, приговаривая: «Ищем, ищем, ищем и нашли! Вот какой ты молодец! Искал – и нашёл». Со временем практические действия «путём проб» заменяются более экономным и эффективным умением – умением действовать под контролем зрения: путём сравнения, соотнесения находить, отбирать половинки подходящего размера, вкладывать меньшую матрёшку в большую. А вы учите ребёнка не спешить, прислушиваться к вашим словам-пояснениям, при отборе деталей опираться на зрительное восприятие и тактильные ощущения: тщательно обследовать ладошкой каждую часть. И вот он, результат, – правильно собранная матрёшка. Есть за что похвалить умельца.
Поддержать интерес к выполнению аналогичных действий помогут деревянные расписные яйца, бочата.
Достаточно показать ребёнку яркую матрёшку, потрясти ею и спросить: «Что там стучит, слышишь?». Ребёнок тут же хватает игрушку, пытаясь открыть её. А вот пирамидка не простая игрушка. Так сразу в игру не дашь… В конце первого года ребёнок с интересом нанизывает разноцветные кольца на стержень. С первого года 3– 4 месяцев усложните задачу: дайте ему два кольца, контрастных по величине, но обязательно одноцветных, чтобы не отвлекался, и предложите надеть на стержень сначала большое кольцо, а затем маленькое. Пусть он сначала сам рассмотрит кольца, ощупает их, покрутит. Помогите, предложите закрыть ладошкой каждое кольцо: спряталось под ладошкой – маленькое, не спряталось – большое. То же самое при накладывании колец одно на другое: маленькое прячется под большим. Выделяете голосом: большо-о-е кольцо – ма-а-ленькое колечко. В таких игровых упражнениях активно задействовано зрение, слух, осязание, что помогает ребёнку лучше разобраться, понять, запомнить что значит «большое» и «маленькое». Теперь дайте в россыпь по два кольца двух контрастных размеров, можно даже разноцветных, и предложите найти все большие кольца. Нашёл? А какие остались? Передвигайте их пальцем ребёнка в другую сторону, называя: ма-а-ленькое и ещё ма-а-ленькое колечко. А теперь пусть он сам нанизывает сначала большие кольца, затем маленькие, а вы каждый раз голосом подчёркивайте их размер. Вот и сложили все колечки, довели начатое дело до конца. Молодцы! Можно повторить успех.
Усложните задачу: предложите ребёнку обыкновенную пирамидку из трёх колец. Пусть он разглядывает её, вертит в руках, любуется лакированной разноцветной поверхностью. Обхватите пирамидку руками ребёнка и проведите ими по её поверхности сверху вниз, уточняя: «Гладенькая!». Вместе снимите колпачок и не спеша разберите пирамидку. Обратите внимание ребё нка на колечки: большое – поменьше – маленькое. Уточните: «Поменьше». Пусть запомнит. А после его пальчиками передвиньте кольца, выложив их в сужающуюся слева направо дорожку. Ещё раз уточнив размер колец, закрепив новое слово «поменьше», предложите собрать пирамидку: нанизать колечки на стержень, беря их из дорожки слева направо. Обязательно зафиксируйте результат, проведя руками ребё нка по пирамидке: «Гладенькая!». Нравится ребёнку собирать пирамидку «по дорожке» – можете добавить ещё одно–два смежных кольца. Он справится и с этим заданием. Но вот, оставшись наедине с пирамидкой, ваш послушный ученик снимает колпачок и быстро наклоняет пирамидку. Кольца соскользнули со стержня, и он начинает хаотично нанизывать их, забыв об их величине, а затем радостно зовёт вас полюбоваться своей работой, ничуть не смущаясь этим «произведением».
Ну что сказать? Конечно же, молодец! Молодец, что открыл для себя новый экономичный способ снимать кольца. Молодец: умеет доводить начатое дело до конца и сам отмечает результат. Радуйтесь вместе красивой пирамидке, покажите её и бабушке, и дедушке, а вечером и папе. Такой успех способствует быстрому закреплению новых умений. А над чем вам работать? Конечно же, продолжать вместе раскладывать сужающуюся дорожку, чтобы получить «гладенькую» пирамидку. Убедились, что обучение предметно-специфическим действиям – процесс длительный и трудоёмкий.
Постепенно увеличивайте количество разновеликих колец до 5–6 штук. Вскоре вы поймёте, что уже не стоит каждый раз выкладывать дорожку. Кольца могут лежать вперемешку. Ваша задача – по мере надобности останавливать ребёнка, напоминая: «Где самое большое кольцо? Найди самое большое из оставшихся!». Так он учится выбирать очередное большое кольцо, добиваясь зрительно оформленного и понятного для себя результата. Обратите внимание: ребёнок осваивает игру с пирамидкой, приобретая вначале опыт практических проб (прикладывание, накладывание, и только потом действует в соответствии со зрительным восприятием, способом зрительного соотнесения.
Но в этой дидактической игрушке заложена ещё одна сенсорная задача – ознакомление с цветом. Надо отметить: приступая к решению этой задачи, неважно, с какого цветы вы начнёте, главное, чтобы ребёнок постепенно, с вашей помощью научился различать, а со временем и правильно называть четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, его пристрастия, поэтому если он отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, то начните с него.
Первые задания должны быть не только понятны ребёнку, но и целесообразны. Это поможет ему справиться с поставленной задачей. Например, задание с картинками: подобрать пару к синей варежке или к зелёному сапожку и т. п. Здесь один предмет выступает в качестве образца определённого цвета, а ребёнок из небольшого количества картинок с изображением однородных предметов выбирает нужную. Без взрослого ребёнку придётся туго. Учите его необходимым действиям: прикладывать изображение предмета к образцу, соотносить цвет, сравнивать, сопоставлять, приговаривать: такой – не такой? И обязательно уточняйте: такой, синий; такой, красный и т. д. Помогают детям и сравнения: красный, как малина (помидор, зелёный, как огурец; жёлтый, как солнце; синий, как небо. Точно так же ребёнок учится подбирать колечки одноцветной пирамидки, поднося каждый к основанию пирамидки и рассуждая вслух: такое – не такое?
К концу второго года жизни он с незначительной помощью взрослого (или под его контролем) может собирать пирамидку из пяти–шести колец, опираясь одновременно на две сенсорные задачи: подбирать кольца по величине, называя при этом их цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный). Главное, вовремя заинтересовать, поощрять, помогать и побуждать добиваться результата.
Можно предложить ребёнку дидактическую игру «Столик с грибочками» : он должен вставлять в отверстия грибочки, соотнося их цвет с цветом поля столика. Сначала предлагайте поле и грибочки двух контрастных цветов, затем четырёх. Также можно предложить ребёнку крупную мозаику, закрепляя умение различать, а затем и называть основные цвета, чередовать два из них, составляя узоры – дорожки, круги.
Найдите время и подберите для игр серию картинок (часть из них можете нарисовать сами). С их помощью предлагайте подобрать двум куклам с красным и жёлтым бантами платья, соответствующие расцветке. Усложнить задачу: к синим чашкам (на одной жёлтые цветы, на другой – красные) подбирайте блюдца аналогичного цветового оформления. А вот задание на одновременное решение двух сенсорных задач (различение по цвету и величине) : подобрать двум разноцветным и разновеликим неваляшкам мячики, соответствующие им по цвету и величине. Промышленность выпускает разнообразные шаробросы: скатывание шариков по желобку в воротца соответствующего цвета и высоты. А можно нанизывать на шнурок разноцветные катушки двух контрастных величин.
Дети любят прикреплять кнопками к доске разноцветные лепестки, подбирая их в тон к середине цветка, или усаживать ярких бабочек на цветок той же окраски. Это очень ценное упражнение. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей.