Получи документы

Консультация для родителей «Игра — это интересно!»

Юлия Власова
Консультация для родителей «Игра — это интересно!»

Игра – это интересно!

Игра в понимании детей – интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора игрушек и действий с ними, свободу, неограниченную временными рамками. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра – универсальный способ обучения и воспитания, особенно применительно к детям раннего возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Игра — это интересно!“» размещена в разделах

С первых дней жизни ребёнка окружают предметы. Одни из них его заинтересовывают, другие остаются без внимания, а некоторых он начинает побаиваться. Задача родителей – познакомить ребёнка с многообразием предметного окружения, ввести его в этот мир, научить по-разному действовать с предметами. Психологи подчё ркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознания себя как личности происходит именно в предметной деятельности.

Если вы хотите научить вашего ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, думать, самостоятельно овладевать разнообразными умениями, испытывать при этом радость открытия, постарайтесь научить его играть.

На втором году жизни закладывается основа детской игры: ребёнок с интересом осваивает способы действия с разнообразными дидактическими игрушками (всевозможные пирамидки, матрёшки, вкладыши и т. п., овладевает предметно-специфическими действиями, которые подсказаны свойствами самих предметов (колечки нанизывать, шарики катать и др.). Но только с вашей помощью он начнёт открывать для себя всю мудрость, сложенную в простые, на первый взгляд игрушки: будет учиться выделять и обобщать их свойства, признаки и качества.

До 1года и 3 месяцев ребёнок увлечённо упражняется в выполнении действий моторного характера, аналогичных тем, которые он начал осваивать к концу первого года жизни: надевает разноцветные кольца на стержень, кладёт в мисочку маленькие шарики и вынимает их, открывает и закрывает коробочки, выдвигают ящики и т. п. В ходе этой простейшей игры с предметами на практическом уровне осуществляется переход манипулятивных действий в предметно-специфические. Только нужна ваша своевременная помощь и поддержка. Помните: без предварительного обучения ребёнок способен лишь на примитивные действия. Ваши попытки заменить их целесообразными вызовут у него стойкие негативные реакции, отказ от дальнейших действий.

Учить ребёнка новому – занятие не из лёгких, а переучивать, ломать имеющиеся навыки ещё труднее. Поэтому при показе новой дидактической игрушки сразу же обучайте правильным действиям. Например, вы знакомите ребёнка с игрой «Геометрическая коробка» : раз! – и исчез шарик в круглом окошке, а кубик – в квадратном. Ребёнку это понравится, захочется самому и немедленно воспроизвести увиденное. Бесполезно останавливать ребёнка, объяснять, в какую именно прорезь следует опускать очередную форму. Ничего не видя и не слыша, нетерпеливо отмахивается от ваших попыток направить его руку, ребёнок хватает первую попавшуюся форму и, не рассмотрев её, лихорадочно пытается засунуть то в одну, то в другую прорезь. Видя это, мама начинает раздражаться, останавливает ребё нка: «Не туда! Видишь, это кубик, а ты впихиваешь его в круглое окошко. Опускай сюда, в квадратное!».

Такое обучение отбивает желание мыслить и пробовать: ребёнок научится только слушать и выполнять указания. Он начисто утратит способность действия самостоятельно, проявлять инициативу, упорство в достижении цели. При таком руководстве взрослый рискует заглушить эти позитивные ростки личностных качеств, которые намного ценнее, чем умение просто действовать с дидактической игрушкой. Обучая, трепетно относитесь к личностным проявлениям ребёнка, бережно взращивайте их. Поменьше пользуйтесь порицаниями и запретами. Не скупитесь на похвалу по каждому конкретному поводу, одновременно продолжайте усложнять задачу, переводя бессистемные пробы ребёнка в русло целенаправленных. Не сворачивая его самостоятельности, активности, вовремя приходите на помощь. Например, после безуспешной попытки ребёнка вложить, «втиснуть» большую мисочку в маленькую предложите «Попробуй наоборот!». Помогайте ему справиться с начатым делом до конца (нанизать все колечки, собрать все половинки матрёшек, т. е. добиться результата. Покажите ребёнку, обратите на него внимание: «Посмотри, какая красивая пирамидка получилась!». Для него это открытие, приводящее в восторг: «Вот, оказывается, для чего я старался!».

Но не думайте, что всё так просто. Лишь только вы оставите этого неугомонного деятеля без должного контроля, он у удовольствием примется за привычные манипулятивные действия, забыв о том, что вы ему недавно открыли. Он начнёт стучать игрушками, разбрасывать их, в лучшем случае – экспериментировать: упорно ставить кубик на шарик, старательно засовывать в прорезь дидактической коробки подвернувшуюся по руку игрушку, пытаться нанизать на стержень машинку и т. п. Безусловно, самостоятельное экспериментирование следует приветствовать: ребёнок упражняется в выполнении активных действий, путём проб и ошибок открывает для себя некоторые свойства предметов. Но для дальнейшего развития предметной деятельности этого мало. Покажите образец правильного использования каждой дидактической игрушки. Называйте и сам предмет, и действия с ним, обязательно заинтересовывайте ребёнка, эмоционально преподносите конечный результат – вот и организована ваша совместная деятельность.

Ребёнок охотно подражает тому, что интересно и понятно ему. Вы, находясь рядом, поймёте, в какой момент следует ненавязчиво действовать его рукой, а когда можно просто поощрить словом, улыбкой, радуйтесь вместе достигнутому успеху.

Повторим, ребёнок действует совсем не для того, чтобы добиться результата, и на первых порах не догадывается, что это такое, его увлекают сами действия. Но он чутко реагирует на оценку своих действий: видя вашу положительную реакцию на успех, начинает испытывать удовлетворение и даже гордость. Именно в таких условиях яркого эмоционально-делового общения у него начинает формироваться отношение к предметным действиям как к чему-то важному, особенному, требующему стараний и усилий для достижения результата.

При подборе дидактического материала учитывайте возможности своего ребёнка, не сравнивайте их с возможностями других детей – у каждого свой темп развития. Оцените возможности ребёнка объективно. Если он пока затрудняется в выполнении конкретных действий, держится скованно, робко – не стоит торопить события, двигаться дальше. Лучше не спеша закреплять появившиеся умения, отмечать даже самые незначительные успехи, ободрять ребёнка, укрепляя его веру в собственные возможности, учить радоваться игре, полученному результату. Но если ваш ребёнок без всяких усилий, быстро и легко справляется с заданием, значит пришло время усложнять задачи. Пора знакомить его с сенсорными качествами и признаками предметов (цвет, форма, величина, заново открывать перед ним всё богатство и красоту окружающего мира. Но делать это нужно очень деликатно, увлекательно, занимательно, не торопясь, шаг за шагом, идти от простого к сложному.

Знакомить ребёнка с цветом, формой, величиной предметов можно начинать (после некоторой предварительной подготовки) приблизительно с 1 года 5–6 месяцев. У детей этого возраста уже довольно высокий уровень понимания речи взрослого, быстро увеличивается и объём собственного словарного запаса. Если до полутора лет, знакомя ребёнка с предметами и действиями, вы опирались на показ, то теперь у вас появляется возможность сочетать демонстрацию с объяснением, пояснением. Вы уже свободно можете определять, уточнять качества и признаки предметов, вместе обсуждать что получилось.

Развитие речи открывает новые возможности: ребёнок учится обобщать предметы по цвету, форме и величине. Это весьма ценное приобретение способствует активизации мыслительной деятельности. Ребёнку интересно, когда вы открываете ему новые качества знакомого предмета, например сообщаете, что бывают и синие, и жёлтые, и красные машинки, а ещё – большие и маленькие. Поняв, что значит цвет и величина однородных предметов, он, вникая в ваши пояснения, делает для себя открытие: большими и маленькими, а также красными, синими и жёлтыми бывают и другие предметы, стоит только оглядеться вокруг. Вот оно, обобщение разнородных предметов. А сколько ещё нового вы откроете своему ребёнку! И чем больше он узнает, тем интереснее и привлекательнее становятся игрушки и игра с ними. Ребёнок старается более точно подражать вам во всём – и в словах, и в действиях. Но активность в подражании не всегда возникает сразу, при первом предъявлении нового, нужны повторные упражнения в течение трёх–четырёх дней. Так что, не огорчайтесь, не разочаровывайтесь, не встретив полного понимания и должной активности со стороны ребёнка. Дайте время, чтобы новые впечатления улеглись и не так будоражили его нервную систему. Он ещё покажет вам, на что способен, проявив свои умения совсем не тогда, когда вы ожидаете. Такие отсроченные во времени результаты – одна из особенностей, свойственных раннему возрасту.

Легче всего даё тся различение величины предметов: большой – маленький. И это можно понять. Дети наблюдательны, ближайшее их окружение заполнено предметами контрастной величины: детская и взрослая одежда, обувь, посуда и т. п.

Останавливая внимание ребёнка на двух однородных предметах, контрастных по величине, указывайте на каждый из них, подчё ркивая голосом: большо-о-й – ма-а-ленький. Приобретённое ранее умение соединять две одинаковые части цилиндра поможет освоить вкладывания маленьких мисочек в большие, а затем в игру с матрёшкой. Сначала это будет одноместная матрёшка, а затем двух- и даже трёхместная. Имея под рукой четырёх и более половинок, на первых порах ребёнок производит бессистемные пробы, проявляет невиданное упорство, пытаясь соединить две неравные части. Иногда ему бывает трудно выдерживать напряжение, и вспыхивает настоящая буря отрицательных эмоций: он кричит, швыряет матрёшки, во все стороны, топает ногами, может даже разрыдаться. Так велико его желание сделать всё самостоятельно и очень быстро. Не дожидайтесь бунта. Вы, хорошо зная своё чадо, поймёте, когда ему действительно необходима помощь, и тогда, не разрушая его активности, поддерживая инициативу, подскажете: «А ты попробуй соединить с другой половинкой – с этой или с этой. Их же много, ищи!». Переведя экспериментатора на путь целенаправленных проб, поддерживайте интерес к игре, приговаривая: «Ищем, ищем, ищем и нашли! Вот какой ты молодец! Искал – и нашёл». Со временем практические действия «путём проб» заменяются более экономным и эффективным умением – умением действовать под контролем зрения: путём сравнения, соотнесения находить, отбирать половинки подходящего размера, вкладывать меньшую матрёшку в большую. А вы учите ребёнка не спешить, прислушиваться к вашим словам-пояснениям, при отборе деталей опираться на зрительное восприятие и тактильные ощущения: тщательно обследовать ладошкой каждую часть. И вот он, результат, – правильно собранная матрёшка. Есть за что похвалить умельца.

Поддержать интерес к выполнению аналогичных действий помогут деревянные расписные яйца, бочата.

Достаточно показать ребёнку яркую матрёшку, потрясти ею и спросить: «Что там стучит, слышишь?». Ребёнок тут же хватает игрушку, пытаясь открыть её. А вот пирамидка не простая игрушка. Так сразу в игру не дашь… В конце первого года ребёнок с интересом нанизывает разноцветные кольца на стержень. С первого года 3– 4 месяцев усложните задачу: дайте ему два кольца, контрастных по величине, но обязательно одноцветных, чтобы не отвлекался, и предложите надеть на стержень сначала большое кольцо, а затем маленькое. Пусть он сначала сам рассмотрит кольца, ощупает их, покрутит. Помогите, предложите закрыть ладошкой каждое кольцо: спряталось под ладошкой – маленькое, не спряталось – большое. То же самое при накладывании колец одно на другое: маленькое прячется под большим. Выделяете голосом: большо-о-е кольцо – ма-а-ленькое колечко. В таких игровых упражнениях активно задействовано зрение, слух, осязание, что помогает ребёнку лучше разобраться, понять, запомнить что значит «большое» и «маленькое». Теперь дайте в россыпь по два кольца двух контрастных размеров, можно даже разноцветных, и предложите найти все большие кольца. Нашёл? А какие остались? Передвигайте их пальцем ребёнка в другую сторону, называя: ма-а-ленькое и ещё ма-а-ленькое колечко. А теперь пусть он сам нанизывает сначала большие кольца, затем маленькие, а вы каждый раз голосом подчёркивайте их размер. Вот и сложили все колечки, довели начатое дело до конца. Молодцы! Можно повторить успех.

Усложните задачу: предложите ребёнку обыкновенную пирамидку из трёх колец. Пусть он разглядывает её, вертит в руках, любуется лакированной разноцветной поверхностью. Обхватите пирамидку руками ребёнка и проведите ими по её поверхности сверху вниз, уточняя: «Гладенькая!». Вместе снимите колпачок и не спеша разберите пирамидку. Обратите внимание ребё нка на колечки: большое – поменьше – маленькое. Уточните: «Поменьше». Пусть запомнит. А после его пальчиками передвиньте кольца, выложив их в сужающуюся слева направо дорожку. Ещё раз уточнив размер колец, закрепив новое слово «поменьше», предложите собрать пирамидку: нанизать колечки на стержень, беря их из дорожки слева направо. Обязательно зафиксируйте результат, проведя руками ребё нка по пирамидке: «Гладенькая!». Нравится ребёнку собирать пирамидку «по дорожке» – можете добавить ещё одно–два смежных кольца. Он справится и с этим заданием. Но вот, оставшись наедине с пирамидкой, ваш послушный ученик снимает колпачок и быстро наклоняет пирамидку. Кольца соскользнули со стержня, и он начинает хаотично нанизывать их, забыв об их величине, а затем радостно зовёт вас полюбоваться своей работой, ничуть не смущаясь этим «произведением».

Ну что сказать? Конечно же, молодец! Молодец, что открыл для себя новый экономичный способ снимать кольца. Молодец: умеет доводить начатое дело до конца и сам отмечает результат. Радуйтесь вместе красивой пирамидке, покажите её и бабушке, и дедушке, а вечером и папе. Такой успех способствует быстрому закреплению новых умений. А над чем вам работать? Конечно же, продолжать вместе раскладывать сужающуюся дорожку, чтобы получить «гладенькую» пирамидку. Убедились, что обучение предметно-специфическим действиям – процесс длительный и трудоёмкий.

Постепенно увеличивайте количество разновеликих колец до 5–6 штук. Вскоре вы поймёте, что уже не стоит каждый раз выкладывать дорожку. Кольца могут лежать вперемешку. Ваша задача – по мере надобности останавливать ребёнка, напоминая: «Где самое большое кольцо? Найди самое большое из оставшихся!». Так он учится выбирать очередное большое кольцо, добиваясь зрительно оформленного и понятного для себя результата. Обратите внимание: ребёнок осваивает игру с пирамидкой, приобретая вначале опыт практических проб (прикладывание, накладывание, и только потом действует в соответствии со зрительным восприятием, способом зрительного соотнесения.

Но в этой дидактической игрушке заложена ещё одна сенсорная задача – ознакомление с цветом. Надо отметить: приступая к решению этой задачи, неважно, с какого цветы вы начнёте, главное, чтобы ребёнок постепенно, с вашей помощью научился различать, а со временем и правильно называть четыре основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, его пристрастия, поэтому если он отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, то начните с него.

Первые задания должны быть не только понятны ребёнку, но и целесообразны. Это поможет ему справиться с поставленной задачей. Например, задание с картинками: подобрать пару к синей варежке или к зелёному сапожку и т. п. Здесь один предмет выступает в качестве образца определённого цвета, а ребёнок из небольшого количества картинок с изображением однородных предметов выбирает нужную. Без взрослого ребёнку придётся туго. Учите его необходимым действиям: прикладывать изображение предмета к образцу, соотносить цвет, сравнивать, сопоставлять, приговаривать: такой – не такой? И обязательно уточняйте: такой, синий; такой, красный и т. д. Помогают детям и сравнения: красный, как малина (помидор, зелёный, как огурец; жёлтый, как солнце; синий, как небо. Точно так же ребёнок учится подбирать колечки одноцветной пирамидки, поднося каждый к основанию пирамидки и рассуждая вслух: такое – не такое?

К концу второго года жизни он с незначительной помощью взрослого (или под его контролем) может собирать пирамидку из пяти–шести колец, опираясь одновременно на две сенсорные задачи: подбирать кольца по величине, называя при этом их цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный). Главное, вовремя заинтересовать, поощрять, помогать и побуждать добиваться результата.

Можно предложить ребёнку дидактическую игру «Столик с грибочками» : он должен вставлять в отверстия грибочки, соотнося их цвет с цветом поля столика. Сначала предлагайте поле и грибочки двух контрастных цветов, затем четырёх. Также можно предложить ребёнку крупную мозаику, закрепляя умение различать, а затем и называть основные цвета, чередовать два из них, составляя узоры – дорожки, круги.

Найдите время и подберите для игр серию картинок (часть из них можете нарисовать сами). С их помощью предлагайте подобрать двум куклам с красным и жёлтым бантами платья, соответствующие расцветке. Усложнить задачу: к синим чашкам (на одной жёлтые цветы, на другой – красные) подбирайте блюдца аналогичного цветового оформления. А вот задание на одновременное решение двух сенсорных задач (различение по цвету и величине) : подобрать двум разноцветным и разновеликим неваляшкам мячики, соответствующие им по цвету и величине. Промышленность выпускает разнообразные шаробросы: скатывание шариков по желобку в воротца соответствующего цвета и высоты. А можно нанизывать на шнурок разноцветные катушки двух контрастных величин.

Дети любят прикреплять кнопками к доске разноцветные лепестки, подбирая их в тон к середине цветка, или усаживать ярких бабочек на цветок той же окраски. Это очень ценное упражнение. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей.

Публикации по теме:

Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1)Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1) Уважаемые коллеги, хочу рассказать Вам о необычномГРУППОВОМ КОНКУРСЕ "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованного для родителей воспитанников младшей.

Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2 Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с результатамиГруппового конкурса "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованный для родителей воспитанников.

Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 3)Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 3) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с результатамиГруппового конкурса "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованного для родителей воспитанников.

Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно»Консультация для молодых педагогов «Математика — это интересно» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с молодыми, начинающими работать, педагогами своим опытом математической деятельности. Когда.

Консультация для родителей и воспитателей «Волшебство в реальном мире — это бесспорно интересно»Консультация для родителей и воспитателей «Волшебство в реальном мире — это бесспорно интересно» Волшебник, маг и чародей, Любимец взрослых и детей. Едва он палочкой взмахнёт, И чудо вдруг произойдёт. (Фокусник.) С представлением к нам.

Консультация для родителей «Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?» Пришла весна! За окном зазвучала капель, зажурчали ручьи, вся природа проснулась от сна. В такую погоду хочется все больше проводить время.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты»Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни»Консультация для воспитателей старших дошкольных групп «Как интересно организовать предпраздничные дни» Групповой адвент-календарь Думаю, ни для кого не секрет, что порой ожидание становится иногда ярче самого праздника. У иных – наоборот,.

Мастер-класс для родителей «Математика — это интересно»Мастер-класс для родителей «Математика — это интересно» Мастер – класс для родителей «Математика – это интересно» Цель: познакомить родителей со значением развивающих игр в развитии логического.

Рекомендации для родителей воспитанников «Как, провести интересно праздничные выходные»Рекомендации для родителей воспитанников «Как, провести интересно праздничные выходные» 22 февраля. День родов войск на МААМОсновная деятельность детей дошкольников - игра. А, совместные игры с мамой или папой - это одно удовольствие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игра — это интересно!»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД