Елена Токарева
Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста. Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Публикация «Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста, Из опыта работы,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас многие дети ассциируют свой пол именно с таким искаженным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома, в саду и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам все особенности воспитания девочек и мальчиков, очень актуально.
Но что, же такое «гендер»?
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.
Дошкольный возраст - важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике или женщину в девочке, следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
В программе «От рождения до школы», автор Веракса, начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
В раннем дошкольном возрасте, происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой, уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить и понять свои возможности, чувства. Происходит первичная половая идентификация. Начинает себя сравнивать с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Нередко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил, ходила,отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот.
Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности. В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации. Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии с их полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора.
При проведении работ по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:
-на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
-на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
-на наличие игрового пространства для игр - как для девочек, так и для мальчиков.
Поэтому, в своей работе мы обращаем внимание на то, что одним из ведущих условий для формирования полоролевого поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности способы поведения, поэтому, формируя полоролевые знания развивая умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях, в группе созданы элементы развивающей предметно-пространственной среды, открывающие перед детьми весь спектр возможностей в играх, например:
-мини-среда мужского и женского труда, содержащие
оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, «автопарк», фрагменты кухонного блока, доски для глажения кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой, и др.) сюда же можно отнести например игры с конструированием из крупного строительного материала.
-куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей, так например, девочки гораздо охотнее берут куклу с красивой и разнообразной одеждой, мальчики же этого возраста тоже склонны играть с куклами и с мягкими игрушками.
-уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде, но и здесь мы учитываем гендерный аспект.
Но стоит отметить, что серьезным недостатком игровой деятельности детей раннего возраста является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад-вперед, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой, они повторяют одни те же игровые действия.
С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Работе с родителями по гендерному воспитанию мы уделяем большое внимание, которое носит информационно-практический характер. Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители, были грамотными в вопросе гендерного воспитания. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями : спортивно-досуговое мероприятие "Не страшны преграды, когда папа с мамой рядом", консультации на тему "Как и во что играют мальчики и девочки", беседа "Мальчики и девочки - любить по-разному, воспитывать по-разному" и т. д.
Подводя итог по полоролевому воспитанию, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации детей раннего возраста, необходимым условием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских у мальчиков. Поэтому в процессе руководства детской игрой, воспитатель и родители, должны создавать ситуации направленные, на проявление у девочек и мальчиков, тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.