Получи документы

Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема

Мария Кот
Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема

Ключевые слова: нарушения речи, игровая деятельность, старший дошкольник.

В статье рассматриваются основные понятия нарушений речи у детей дошкольного возраста, особенности развития, а также предлагаются некоторые рекомендации к отбору игровых приемов для работы с детьми.

В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка дошкольного возраста. Важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие речевого общения. Согласно исследованиям на данный момент в коррекционной педагогике наблюдается устойчивая тенденция к росту числа детей, страдающих нарушениями речевого развития. Для детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются данные отклонения, игровая деятельность выступает как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Спиваковская А. С., Захарова А. И. и другие исследователи подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер наибольшее внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте. «Речь - важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности», своего внутреннего мира через диалог с другими личностями и другими культурами» [2, с. 5]. Язык и речь являются основными средствами проявления важных психических процессов, таких как восприятие, память, эмоции. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, который накапливается народом в процессе его истории. Нарушение речи - это отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. При недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов (инноваций) [4, с. 13]. Авторы отмечают выраженные количественные изменения словаря у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте. Они подробно описывают нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются неточно, в более широком или более узком значении. Нарушения словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова. В работах Жуковой Н. С., Спировой Л. Ф., Филичевой Т. Б. и других выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР [5, с. 7]. К ним относят неправильное употребление:

Публикация «Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема» размещена в разделах

падежных окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;

личных окончаний глаголов;

окончаний глаголов в прошедшем времени.

Арушанова А. Г. в своих работах показывает поэтапное овладение ребенком грамматической структуры языка, механизмы грамматики на примере детского словотворчества и др. Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения ребенком языком. Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослыми игровой деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм в речи, а также изменения ее темпа и плавности - все это в разной степени выраженно у детей с нарушениями речи, и существенно влияет на их игровую деятельность. Например, дети со сложными формами функциональных дислалий нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из - за неумения выразить свою мысль, хотя правила и содержание игр им доступны. Слабая условно-рефлекторная деятельность, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей во многие коллективные игры. У детей с нарушениями речи нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. В игре у ребенка возникает потребность в словесном общении и закрепляются речевые навыки, полученные на занятиях. Но, для того чтобы игра стала условием их умственного, нравственного и физического развития, действенным средством воспитания, надо научить их играть. При этом важно учитывать, что все игры с ребенком должны содействовать преодолению его речевого недостатка и особенностей поведения. Из специально разработанных программ известно, что перед педагогами группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Так, характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд». Отметим, что многие другие игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, ребенок учится целенаправленно катать мяч, ловить его в игре, и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность у старших дошкольников, формируют игровые навыки, важные компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Они способствуют успешному формированию речи старших дошкольников, формируют чувство ритма, развивают гармоничность движений, а также положительно влияют на психологическое состояние детей.

Таким образом, общими рекомендациями по развитию речи старших дошкольников будут являться :

Формирование словаря и грамматического строя: уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое? Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Употребление предлогов: на, в, из-под. Повторение ранее пройденных грамматических форм.

Развитие навыков связной речи : совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос; сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; составление простого описания предмета; составление коротких рассказов по картинке, серии картин; заучивание простых стихотворений наизусть.

Некоторые рекомендуемые нами игры:

1. Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета. Тема «Овощи и фрукты» : 3 вида овощей, 1 вид фруктов. 3 вида сладких фруктов, 1 - кислый. 3 вида ягод, 1 - фруктов и т. д. ;

2. Рисование. Умение: держать карандаш; провести горизонтальную/вертикальную линию; нарисовать простые геометрические фигуры; знание цветов;

3. Аппликация. Умение: правильно держать ножницы; резать бумагу вдоль и поперек; вырезать круг, овал. Конструирование по образцу или без него: конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков.

Итак, игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции. В ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения. Игровая деятельность, таким образом, является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2014. - 448 с.

2. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи : Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 296 с.

3. Волкова Л. С. Логопедия /Л. С. Волкова. - М. : Владос, 2004. - 704 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Первый год обучения (старшая группа)/Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Альфа, 1996. - 103 с.

© М. М. Конопляник, 2017

Публикации по теме:

Игровая деятельность как средство снятия психоэмоционального напряжения у младших дошкольников в период адаптации Продолжительность встречи - 10- 15 мин. Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задача: - создание положительного эмоционального.

Исследовательская деятельность, как метод обучения старших дошкольников Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

План по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников» Цель самообразования по теме: изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи самообразования:.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе Аннотация: В данной статье представлены особенности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; рассматриваются аспекты психологической.

Театрализованная деятельность как метод преодоления дезадаптации детей с нарушениями речиТеатрализованная деятельность как метод преодоления дезадаптации детей с нарушениями речи Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями речи, как психологическая проблема
Опубликовано: 4 марта 2018 в 23:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД