Оксана Кузнецова
Игровая деятельность в аспекте развития речи и мышления детей первого года жизни, находящихся в домах ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН:
1. Значение игры в развитии речи и мышления.
2. Задачи, поставленные перед детьми.
3. Уровень развития детей в группе.
4. Методы и приемы их решения.
5. Результаты проведенной работы.
6. Задачи на будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Игровая деятельность детей раннего возраста «Дошкольное воспитание», 7, 1984.
Публикация «Игровая деятельность в аспекте развития речи и мышления детей первого года жизни, находящихся в домах ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Л. И. Павлова Знакомим малыша с окружающим миром. 1987.
3. Л. И. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления.
4. Разенкова Игры с детьми младенческого возраста.
5. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева Дидактические игры и упражнения
Игра является ведущей деятельностью ребенка, оказывая влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действия и произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободен от принуждения и давления со стороны социального окружения, с помощью игрушек и игровых действий с ними выражает в особой символической форме. Использование игры в коррекционных и терапевтически целях в психологической практике исторически связано с теоретическими. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между взрослым и ребенком с целью оптимизации процесса личностного роста.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. У него есть глаза, уши. Его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатства окружающего мира. Для того, чтобы развить восприятие и накопление представления об окружающем мире проходило постоянно, необходимо вести специальную работу по их формированию и развитию. Ребенка нужно научить действиям рассматривания, ощупывания, уметь видеть и слышать, т. е. формировать у него перцептивные действия. В раннем возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление.
При нормальном развитии у детей раньше всего появляется функция общения со взрослыми. Она носит эмоциональный, предметный и деловой характер. В дальнейшем возникает и развивается общение со сверстниками. Чем выше уровень общего психического развития ребенка, тем большую роль играет речь.
В Домах ребенка дети воспитываются до 3-х лет. Как раз этот возраст является сензетивным периодом в развитии речи. Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Первый год жизни - ответственный период в жизни ребенка, и, прежде всего тем, что в процессе повседневного общения со взрослыми он постоянно должен овладевать разнообразными действиями с предметами. Процесс ознакомления его окружающим миром можно рассматривать как процесс познания предметов, что обеспечивает подготовку его к следующему этапу психического развития, когда на втором году жизни становится ведущей предметная деятельность, которая, в свою очередь, подготавливает к возникновению игры.
Наблюдая за детьми 1-го года жизни, я пришла к выводу, что игра как ведущий вид деятельности, берет свои истоки в раннем возрасте. Выполняя предметные действия, ребенок овладевает примитивными навыками овладения игровыми действиями. В быту действия с предметами принято называть игрой.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечено народом. Им созданы детские песни, потешки, игрушки — игры, которые забавляют, учат маленького ребенка. Воспитание — процесс непрерывный. Он начинается с момента рождения. С раннего возраста у ребенка следует воспитывать культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность.
Окружающие мир привлекает ребенка новизной непознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам. Современные исследователи установили, что младенец уже на первом месяце жизни начинает двигаться в такт с ритмом речи взрослого: высовывает язык, открывает глаза, рот в ответ на соответствующее поведение взрослого. Наблюдая за игрой с ребенком первых месяцев жизни я заметила, что ребенок в них участвует как активный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда и улыбки. Он то смотрит на взрослого, показывающего игрушку, то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым взрослому определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становится возможной благодаря развитию умения фиксировать лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.
Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце первого начале второго месяца жизни. Она возникает при непосредственном эмоциональном контакте взрослого и ребенка. Физическое соприкосновение, со взрослым — поглаживание, поцелуй, крепкое прижатие к груди, покачивание, яркая игрушка, речь, ласковый разговор с ребенком настраивают его на первые эмоциональные положительные реакции, которые сопровождаются взглядом в глаза близкого человека. Малыш в это время учится выражать свое положительное эмоциональное отношение к близким людям. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.
Для младенческого периода характерно отсутствие речи как таковой, но основы общения, понимания речи окружающих, овладение частью фонетической системы языка зарождаются именно в этот период. Обучение детей на первом году жизни направлено на развитие эмоционального общения, вызывание и поддерживание голосовых реакций и понимание обращенной речи.
Для воспитания потребности в эмоциональном общении на первом году жизни сначала мы развиваем слуховое и зрительное сосредоточение, а затем уже внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание. Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее пониманию осуществляем в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, пытается большой шарик втолкнуть в маленькое отверстие, надевает кольца и т. д.) имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям ребенок познает свойства предметов (большой — маленький, твердый — мягкий, легкий — тяжелый, их количество (один — много, форму (шар, куб, круг). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами, например, быть сухим и мокрым, что свойства его относительны: большой мяч становится маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение окружающего мира происходит сначала через решение практических задач, позднее — логических, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления. В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному возрасту.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, формирование активного словаря ребенка. Это важно потому, что в процессе речевого общения ребенка, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию. С ее помощью сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Основоположник отечественной детской психологии Л. С. Вологодский писал: «Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе предметов или целому классу предметов. В силу этого каждое слово уже обобщает и, с психологической точки зрения, значение слова прежде всего представляет собой обобщение, но обобщение есть чрезвычайный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. что оно представляет собой? Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому, что оно есть единица речевого мышления».
Если это так, то очевидно огромное значение этого раздела работы с детьми в педагогике раннего детства, понятна необходимость специальных занятий, которые следует проводить и в условиях общественного воспитания и в семье.
В группе с детьми до года работаю в течение одного года. Дети поступают в основном из ДР Б г. Сыктывкара. Дети разные по возрасту и развитию, с болезнью Дауна. Все дети с задержкой нервно-психического развития. Дети ослабленные в физическом развитии. У них наблюдается недоразвитие мышечной системы и костного аппарата. Дети раздражительны, капризны, быстро утомляются, легко устают, у некоторых наблюдаются эпипароксизмы.
По списку в группе 9 человек в возрасте от 3-х месяцев до года.
При поступлении детей в группу стараемся окружить их вниманием и заботой, тщательный уход, массаж, эмоциональное общение, логопедические и медицинские занятия, иглотерапия, музыкотерапия потихоньку дают положительные результаты в развитии ребенка.
Учитывая особенности развития каждого ребенка и его здоровья исходя из программы «Воспитания и обучения в Доме ребенка», мы поставили перед собой следующие задачи:
1. У детей от 3-х месяцев до 6-ти месяцев:
• Развивать зрительную и слуховую активность, голосовые реакции и лепет;
• Подготовительные этапы понимания речи;
• Развивать хватательные движения руки;
• Подготовительные этапы к ползанию.
2. от 6-ти до 9-ти месяцев:
• развивать лепет и понимание речи, зрительные и слуховые реакции, осязание;
• действия с предметами;
• способность подражать в лепете и действиях с предметами;
• формировать положительные взаимоотношения друг с другом.
3. у детей от 9-ти месяцев до года:
• учить понимать речь взрослого;
• расширять запас понимаемых слов;
• формировать обобщения в понимаемой речи;
• учить выполнять простые поручения и правильно реагировать на слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно»;
• поддерживать речевую активность;
• вызывать подражание звукам и слогам;
• обобщать сенсорный опыт;
• учить действовать с игрушками, подражая взрослому и по речевой активности; увеличивать количество действий;
• воспитывать интерес к окружающей жизни.
Психическое развитие первого года жизни ребенка осуществляется в определенной последовательности: сложные навыки формируются на основе простых. Овладевание тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. Основные методы обучения, так же как и содержание обучения определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Подбор приемов обучения осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей. Детям раннего возраста необходимо наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов, обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, слова — с действием, слова — с признаком, многократность построения нового слова взрослым, выполнение действий с предметами, которые обозначаются новым словом. Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира.
Учитывая сказанное, к характерным методическим приемам обучения детей раннего возраста являются:
• показ предмета и его называние; рассматривание предмета;
• показ действий с предметами и их называние; выполнение поручений детьми;
• показ предметов в помещении;
• наблюдение за живыми объектами.
Все перечисленные приемы направлены, главным образом, на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимания обращенной речи. Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи будет появление ожидаемой от ребенка ответной реакции. Причем ответная реакция ребенка может выражаться мимикой, указательным жестом, взглядом или выполняемым действием. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами, речью. Речь и мышление ребенка на первом году жизни развивается в процессе общения со взрослыми и с окружающим миром.
Во время кормления, переодевания, умывания, мы разговариваем с ребенком, обозначаем словом все действия и окружающие предметы. Например: дай ручку, наденем шапочку, открой ротик, где язычок? Среди первых слов, которые слышит малыш — названия игрушек (Где ляля? Это — петушок золотой гребешок). Знакомим с предметами обстановки (это часики тико так). А это музыка - обращаем внимание ребенка на магнитофон. Так ребенок входит в окружающий мир, видит, знакомится с ним, и в процессе этого ознакомления развиваются понимание речи мышления.
Свою работу по развитию речи и мышления в играх мы разделили на несколько этапов.
На первом этапе от 3-х до 6-ти месяцев мы продолжаем совершенствовать зрительные и слуховые реакции, а также становление подготовительных этапов активной речи. Основным умением у этих детей является развитие движений руки и овладение первыми самостоятельными движениями. Если ребенок в 3-5 месяцев случайно наталкивается на игрушки, то в 4-5 месяцев он берет игрушку из рук взрослого, рассматривает ее. Чтобы сформировать у малыша умение брать и удерживать игрушку, мы подвешиваем некрупные предметы, удобные для захватывания, сопровождая эти действия словом. На занятиях используем разные методы общения — показ игрушек в сочетании с ласковым разговором «Вот какая красивая погремушка, динь-динь». Молчаливое присутствие взрослого дает ребенку возможность самому потрогать, осмотреть игрушку. Повторное эмоционально-речевое общение между каждым приемом делаем паузу до 30 минут, чтобы дать ребенку возможность ребенку отреагировать. Такие занятия делятся до 6 раз.
В 4-5 месяцев учим малыша брать и удерживать игрушку. Для этого подносим к руке ребенка игрушку, акцентируя зрительное сосредоточение на ней, затем касаясь ею руки ребенка. Вызвать тактильное ощущение и желание взять игрушку. Обучение действиям с игрушкой влияет на развитие малыша некоторых общих движений: переворачиваться со спины на живот, с живота на спину. Умение переворачиваться — это первое движение, посредством которого ребенок самостоятельно, без помощи взрослого изменяет свое положение, берет понравившуюся игрушку.
У детей второго полугодия первого года жизни заметно изменяется характер бодрствования его длительность увеличивается до 3-х часов. И общение приобретает иной характер, становясь общением по поводу действий с предметами. Он уже больше не соглашается просто обмениваться со взрослыми ласками. Ему теперь интересно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в игре.
Основные интересы ребенка сосредотачиваются на окружающих его предметах и игрушках. Мы заметили, что дети с огромным удовольствием наблюдают и пытаются подражать тому, как взрослый действует с конкретным предметом. Основные интересы ребенка сосредотачиваются теперь на окружающих его предметах и игрушках. Мы заметили, что дети с огромным удовольствием наблюдают и пытаются подражать тому, как взрослый действует с конкретным предметом. Для установления и поддержания доверительных отношений во время кормления, переодевания, купания и укладывания спать проводим также игры «Держи сухарик в руке», «Дай ручку, дай другую», «Уточка плывет». Для поддержки радостного настроения игры «Прятки», «Дорожка», экскурсии по комнате, заводные игрушки, мыльные пузыри, с куклами би-ба-бо. Различные игры на стимулирование умения брать предметы пальчиками руки, перекладывать и отпускать их («Собери фрукты», «Вытяни ленточку»). В этот период развивается умение действовать с двумя игрушками одновременно, соотносить их между собой. Учим ребенка снимать «крышечку с кастрюльки», выбрасывать из нее игрушки, снимать крупные кольца.
Начиная с 9-10 месяцев, репертуар действий ребенка значительно усложняется. Теперь он может не только открывать, но и закрывать коробочки.
Он может вынуть и выложить предметы в кастрюльку или ведро.
Под влиянием развития речи, в 10-12 месяцев ребенок может выполнять действия по просьбе взрослого: ставит кубик на кубик, строя башню, скатывать шарики с желобка, снимать и надевать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки. Дети стараются стремиться к достижению цели. В этот период интенсивно начинают развиваться действия с сюжетными игрушками. По просьбе взрослого и при воде игрушки учим воспроизводить то, чему научили раньше: катать машинку, водить куклу (топ-топ, баюкает ее, кормит. Игры с куклой доставляют детям большую радость. Она самая доступная игрушка в начале обучения. Начинаем со знакомства с куклой: ляля пришла топ-топ, которая здоровалась с детьми, давала ручку, рассматриваем части тела, одежду, показываем выполнение простых действий с куклой — поздороваться «Дай ручку», покачать — сопровождая действия со звуком а-а-а, «Ладушки», «До свидания». Такие показы доставляют детям радость, вызывают интерес и положительное отношение к игрушкам и желание играть с ними. Когда ребенок усвоил эти действия, постепенно задание усложняем. От совместного действия переходим к обучению по подражанию, развивая с их помощью внимание, память, мышление, речь. По мере усвоения переходим в другим, более сложным игрушкам — мишка, зайка. В результате такого обучения ребенок учится самостоятельно выполнять отдельные простые действия с куклой, машиной и т. д. Для того, чтобы научить ребенка играть я старалась создать условия, вызвать эмоциональный настрой. Размещаем игрушки в разных местах манежа, чтобы ребенок пытался их достать, поиграть с ними, т. е. совершая разнообразные действия. Для этого даем им мычи разного размера, мисочки, кукол, озвученные игрушки из разного материала. Детей, начинающих ползать, переводим в напольный манеж, где есть крупные предметы. Этим детям предлагаем сюжетно-образные игрушки, кукол, игрушечных животных, машины, тележки, вкладыши, кольца, кубики, мячи, шарики, для катания — побуждающие детей двигаться, действовать с предметами. Знакомим с их названиями, объясняем: это мяч — Бом-бом, он катится вот так, толкни ручкой. Через действия с предметами учим детей говорить. Для развития речи даем такие игрушки, которые ребенок может легко назвать предмет «би-би» - машина, кукла — «ля-ля», собачка — «ав-ав». Изображаем разные сюжеты (кукла спит — а-а-а, покачай ля-лю. Кукла сидит за столом: покорми ля-лю, машина поехала би-би, собачка побежала топ-топ.
В течение дня для развития интереса меняем игрушки местами, ставим аналогичные, но другого цвета, вместо маленьких мячей даем побольше. Во время игры собираем и расставляем игрушки по местам, одновременно привлекая внимание ребенка на название предмета.
Во время самостоятельной деятельности стараемся поддерживать радостное состояние детей, предупреждая плач, конфликты, побуждая к самостоятельной деятельности «Иди ко мне», «Дай колечко», «На мяч», стараемся вызвать речевые реакции, понимать вопрос Где, слова «Дай», «На», поддерживаем стремление рассматривать окружающие предметы, людей («Кто в зеркале? Где Оля? Пойдем посмотрим, кто пришел) Побуждаем к активному общению со взрослыми: «Дай ручку, поздоровайся», «Помаши ручкой до свидания». Во время бодрствования следим, чтобы дети долго не находились в одном положении, не собирались в одном месте и не мешали друг другу наблюдать за окружающими, учим играть, двигаться. Каждый момент общения с ребенком мы используем для того, чтобы порадовать ребенка, развивать речь и действия. Например: называя по имени ребенка, спрашиваю: «Андрюша, Где часики? Антоша, где глазки? Дай ручку». Учим прислушиваться к звукам детей: «Кто плачет? Оля плачет. Как Оля плачет? Пожалей Олю, Оля хорошая» и т. д. Для расширения знакомства с окружающим берем ребенка на руки и подносим к зеркалу, к окну, показываем и называем людей, животных, деревья, машины. Для развития у детей умения слушать и прислушиваться к музыке, устойчивости слухового внимания, проводим с ними музыкальные игры-занятия, учим эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя. Здесь мы широко используем народное творчество, поем песенки, рассказываем потешки: «Ладушки», «Коза рогатая», «Дай ладошечку» и т. д. Во время бодрствования и перед сном слушаем магнитофонные записи, голоса птиц, животных, шум леса, дождя.
Для того, чтобы вызвать интерес к играм и игрушкам использую художественное слово, пою, рассказываю стихи, потешки, подражаю голосам животных, птиц. Дети очень любят игры-подражания, имитация, такие игры, как «Лошадка», «Дорога», «Часики» и т. д. Стараюсь воспитывать любовь к игрушкам: кукла упала — бах, плачет кукла, пожалей ее — она хорошая, погладь по головке.
В результате совместной работы всех служб и единых требований, мы добились определенных результатов в организации игровой деятельности и развития речи Дети проявляют интерес к игрушкам, могут самостоятельно производить с ними действия, много лепечут: Оля, Саша, Сережа, Аня. Охотно включаются в игру со взрослыми, пытаются отражать в играх ранее увиденное.
Трудности в работе:
1. Болезни детей, долгое отсутствие.
Задачи на будущее:
1. Продолжать работу по развитию речи, мышления через игровую деятельность.
2. Вести индивидуальную работу.