залина бесолова
Игровая диагностика для выявления музыкальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое руководство по применению авторской методики для выявления творческих способностей у детей в ходе игровой диагностики.
Автор: преподаватель МБУДО «АДШИ»
Бесолова З. С.
Введение: Моя педагогическая деятельность проходит одновременно в двух образовательных учреждениях: школе искусств и детском саду. Благодаря этому, у меня есть прекрасная возможность выявлять и развивать творческие и музыкальные способности и склонности детей еще в дошкольном возрасте.
Публикация «Игровая диагностика для выявления музыкальных способностей детей» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Выпускаясь из дошкольного учреждения, дети получают от меня определенные рекомендации касательно того, где можно в дальнейшем получить возможность для развития своих способностей. Кому-то я рекомендую идти учиться рисовать, кому-то – заниматься хореографией, а кто-то получает совет поступать на инструментальное отделение школы искусств, потому что у них неплохие музыкальные способности.
Много лет, работая с детьми, я занималась развитием их психических процессов: памяти, внимания, воображения, координации движений. Кроме того, работала над обогащением их эмоциональной сферы, артистичности, речью. Много внимания всегда уделяла пению и слушанию музыки, театрализованной деятельности.
Работать с чувством ритма начала сравнительно недавно, лет 6 назад, так как почему-то считала, что можно развить и слух, и способность интонировать, а вот чувство ритма или есть, или его нет. Но постепенно, анализирую свой опыт работы и его результаты, я пришла к выводу, что чувство ритма, так же, как и другие музыкальные способности поддается развитию.
А выявить способность к обучаемости ребенка, его творческий потенциал в плане музыкальных способностей мне помогает моя авторская методика игровой диагностики, с которой я хочу вас познакомить.
Эта методика позволяет буквально в течение одного часа выделить из общей массы детей с наиболее яркими способностями : чувством ритма, хорошей памятью, вниманием, координацией движений. Она представляет собой ряд творческих заданий, которые дети выполняют в процессе необычного и очень интересного «Музыкального приключения».
Для проведения этой игровой диагностики необходимо самое простое оборудование и материалы: детские музыкальные инструменты, карточки с картинками, куски желтой веревки разной длины, мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Для сопровождения игрового мероприятия я создала мульмедиа презентацию, которая содержит весь иллюстративный материал: графику, картинки, музыкальное сопровождение, видеозадания. (прилагается).
Задания выстроены в порядке усложнения. Время проведения – до 1 часа, в течение которого дети с полным отсутствием знаний, умений и навыков музицирования проходят путь до исполнения полноценных концертных номеров и даже импровизированного музыкального спектакля.
В ходе проведения этой игровой диагностики легко выделить детей, обладающих наиболее яркими способностями, необходимыми для дальнейшего обучения в музыкальной школе. Эта методика с успехом может применяться на вступительных приемных мероприятиях.
Кроме того, такое мероприятие может заменить профориентационный концерт для старших дошкольников или младших школьников полностью или частично, когда творческие задания перемежаются с концертными номерами.
Таким образом, решается сразу ряд задач:
- дети получают представление о том, что может им предложить музыкальная школа;
- успешное выполнение творческих заданий мотивирует их к обучению в школе;
- многие дети получают уверенность в своих способностях, силах, подавляя скрытые страхи, стеснительность и боязнь неуспеха;
- мероприятие оставляет в детях яркий позитивный эмоциональный след, который ассоциируется с музыкальной школой в частности, и с музыкой вообще.
Все это, помимо выявления творческих способностей детей, вызывает у них желание учиться в музыкальной школе.
План игровой диагностики «Музыкальное приключение»
1. Рассказать детям о том, что мы отправляемся в веселое ритмическое путешествие.
2. Начать не с ритма, а с пульса. «Маленькая елочка» : сначала хлопаем пульс, потом ритм.
3. Что такое ритм? Чередование длинных и коротких звуков. Где встречается ритм? (Перечислить). Даже в нашем имени. Знакомимся: проговариваем свои имена с хлопками.
4. Как можно увидеть то, что мы слышим? Звучащий клубок.
5. Солнышко на экране. Прохлопать ритм, созданный лучиками.
6. От лучиков переходим к картинкам. Зимой это, например, снежинки разного размера. Прохлопать ритм снежинок и угадать, какая песня здесь зашифрована.
7. Осенью это овощи, фрукты, листики. Выложить самостоятельно ритм песни «Есть у нас огород».
8. Ромашковые ритмы. Все эти схемы называются Ритмические формулы или Ритмический рисунок.
9. Озвучить ритмические рисунки от имени животных, птиц, насекомых. Например, Мышки: пи-пи-пи.
10. Пчелка – жу-жу, утка – кря-кря. Выложите сами и озвучьте.
11. Озвучиваем ритм стихов на музыкальных инструментах. Для дождика выбираем треугольник, металлофон.
12. Зайчик играет на барабане.
13. Игры с ладошками и ножками по показу.
14. По схемам 2 уровня.
15. 3 уровня.
16. Каждому свой ритм. 2 команды
17. Передай другому. Разные варианты: зайчик и барабан, радисты.
18. Давай по очереди. Хлопаем песню по фразам или по показу ведущего.
19. Ритм по кругу.
20. Концерт.
21. Полька бабочек.
22. Веселый оркестр.
23. Весенний вальс.
24. Музыкальный теремок. Мышка – колокольчик, лягушка – погремушка, зайчик – румба, лисичка – треугольник, волк – маракас, медведь – бубен.
В конце обязательно нужно похвалить детей за успешное выполнение заданий, объявить им, что они уже почти настоящие музыканты и наградить их аплодисментами!
Этот ряд заданий является примерным. Некоторые из них могут быть заменены подобными заданиями из моей Картотеки ритмических игр и упражнений.
Презентацию могу выслать на электронку, если нужно. Не могу ее загрузить, так как она намного больше 24мб.