Дорогина Елена Николаевна
Игровой проект по экологии «Путешествие по экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 «Крепыш» г. Павлово
Игровой проект по экологии
«Путешествие по экологической тропе»
«Человек был и всегда остается
сыном природы, и, то, что
роднит его с природой,
должно использоваться
для его приобщения к богатству
духовной культуры»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игровой проект по экологии „Путешествие по экологической тропе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели и родители.
Продолжительность проекта : две недели
Итог проекта : сюрпризный момент от старичка - Лесовичка.
Актуальность проекта : Экологическое воспитание дошкольников является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка. Через игру, ребенок лучше воспринимает окружающую его действительность.
Экологическая тропа одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на «обраэовательном» маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с
растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных
ландшафтов и т. д., дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и
бережное отношение к ней одна из главных задач воспитателей и родителей.
Содержание игрового проекта нацелено на последовательное ознакомление детей с объектами живой природы нашего края.
Условия реализации проекта : Чтение сказки Коробициной Александры Андреевны «Старичок-Лесовичок», участие родителей в реализации проекта, подбор информации о растительном и животном мире нашего края, создание различных игровых ситуаций, направленных на поисково-познавательные действия детей.
Цель проекта : обогащение представлений детей о растительном и животном мире нашего края, формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
-развивать интерес к поиску нужной информации;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
-совершенствовать навыки партнерских взаимоотношений между детьми средствами проектной деятельности;
-формировать осознанное отношение к соблюдению правил поведения в природе.
Ожидаемый результат:
-проявление инициативы и самостоятельности детей в игровой, познавательной деятельности.
-проявление любознательности и вопросительной активности.
-обладание элементарными представлениями о растениях, животных, птицах и т. д.
-проявление бережного отношения к объектам природы.
-овладение игровыми способами деятельности.
-заинтересованность родителей в реализации проектов.
Этапы работы над проектом :
1этап: погружение в проект
Создание у детей игровой мотивировки к проектной деятельности через получение письма от старичка Лесовичка (знакомого персонажа из художественного произведения). В нём старичок Лесовичок пишет, что он является хозяином волшебной тропинки и приглашает ребят совершить по ней путешествие, воспользовавшись картой с обозначением остановок. В конце путешествия ребят ждёт сюрприз, но чтобы получить его надо отгадать загадки – задания и выполнить просьбы растений, птиц, животных.
Старичок Лесовичок предупреждает детей, что задания будут трудными и отгадать их ребята могут только зная всё о растениях, птицах и животных.
Вопросы к детям после чтения письма:
-Хотите отправиться в путешествие по волшебной тропе?
-Как вы думаете, что нужно знать (уметь, сделать, чтобы отгадать загадки-задания старичка Лесовичка?
(рассмотреть и прочитать карту; вспомнить, что знаем о птицах, растениях, животных, определить, что надо узнать о них; найти картинки и игры о растительном и животном мире)
2 этап: подготовительный
-Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее
интересных объектов.
- Составление картосхемы зкологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов (станций) с учётом возраста детей.
- Изготовление выносных знаков обозначающих каждую «станцию» :
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «станции».
-Чтение карты - расшифровка обозначений станций на карте (пруд, клумба, дерево, поляна, огород, кормушка)
-Поиск в группе игр, пособий, книг, картинок о растениях, животных и т. д.
-Определение желающих отправиться в путешествие.
3 этап: реализация проекта
1-2 день
Отправляемся в путешествие по карте, продвигаемся по проложенной тропинке, которая приводит нас к первой станции «Тихая заводь» (пруд). Около пруда находим записку с первым заданием от старичка Лесовичка: «Ребята, отгадайте мои загадки и ответьте на вопрос; кто живёт в пруду, что вы о них знаете?». Дети отгадывают загадки:
1. У родителей и деток вся одежда из монеток.
2. Куда хотим, туда плывём, река наш дом, мы в ней живём.
3. Плавают под мостиком и виляют хвостиком. По земле не ходят, рот есть, да не говорят, глаза есть – не мигают, крылья есть, а не летают.
Выясняют, что в пруду живут рыбы.
Дети отвечают, что знают о рыбах. Затем дети совместно с педагогом решают, что хотят нового узнать о рыбах и других обитателях пруда и распределяют между собой, кто, что и каким образом будет искать информацию (дома, с воспитателем). Вопросы детей:
- Для чего нужны рыбе хвост и плавники?
- Чем питаются рыбы?
- Есть ли польза от рыб и какая?
- Кто ещё живёт в пруду?
Дети делятся найденной информацией, отвечают на свои вопросы. Педагог после обмена информацией организует совместные дидактические игры, в которых дети могут использовать полученные представления об обитателях пруда: «Четвертый лишний», «Сложи картинку». Рассматривают иллюстрации в «Большой энциклопедии дошкольника», книги, принесенные из дома; рисуют рисунки «Красивые рыбки».
3-4 день
Продолжаем путешествие по карте. Подходим к следующей станции «Разноцветные краски лета» (клумба с цветами). Около клумбы находим следующую записку с заданием; «Ребята, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о цветах?». Аналогично первому заданию, дети делятся своими знаниями о цветах.
Педагог проводит беседу:
- Как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками.).
-Посмотрите на нашу клумбу. Какие яркие, красивые цветы растут здесь. Назовите знакомые вам растения. (дети называют знакомые цветы)
- Цветы, которые вы видите, посадили наши воспитатели. Они ухаживают за ними: поливают, рыхлят землю, убирают сорняки. Поэтому на нашей клумбе можно увидеть и любоваться разными цветами.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом расцвела. Спасибо, лето!
- Ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах).
Педагог обращает внимание детей на то, что земля в клумбе сухая и цветы начали засыхать. Дети предлагают свою помощь в поливке цветов.
5-6 день
Продолжаем путешествие по карте и добираемся до следующей станции «В гостях у берёзки». Находим конверт, лежащий у ствола дерева (письмо от берёзки, читаем письмо.
«Дорогие, ребята! Наконец-то вы ко мне пришли. Уж я так вас ждала, ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Выполните, пожалуйста, мои задания: расскажите, что вы обо мне знаете, прочитайте стихи». Дети делятся своими знаниями о берёзе. Педагог предлагает детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы.
Прощаясь с берёзкой, дети читают о ней стихи.
7-8 день
Следующая остановка «Лесная поляна». Педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу, при необходимости дополняет их. Под кустиком находим записку от старичка Лесовичка с предложением отгадать загадки о животных. Дети отгадывают загадки, делятся своими знаниями о диких животных. Проводится подвижная игра «У медведя во бору». Педагог рассказывает детям, что в лесах нашего края живут и другие животные и предлагает детям дома собрать о них информацию и поделиться ею с другими детьми.
Дети делятся найденной совместно с родителями информацией. Педагог организует совместные дидактические игры «Узнай животное по описанию», «Чей малыш?», «Накорми животных любимой едой»; «Животные». Совместно с родителями дети рисуют рисунки «Моё любимое животное».
9-10 день
Продолжаем путешествие по «тропе» старичка Лесовичка и останавливаемся на станции «Наш огород». Находим конверт, в котором нет задания, но лежат картинки (таблички- обозначения) с изображением овощей. Воспитатель предлагает подумать, что это может обозначать, в чем состоит загадка (вопрос). Дети рассуждают и делают вывод, что на картинках нарисованы овощи. Педагог предлагает детям выбрать любую картинку с изображением овоща и рассказать, что они о нём знают (цвет, форма, где и как растёт и т. д.) Совместно находят определённые овощи на огороде и ставят рядом с ними табличку- обозначение.
Проводится коллективный труд по поливке огорода.
11-12 день
Заканчиваем своё путешествие и подходим к последней станции «Птичья столовая». Около кормушки лежат картинки с изображением птиц и письмо с заданием от старичка Лесовичка: отгадать загадки о птицах, найти ответы на картинках и прикрепить картинки к кормушке. Дети отгадывают загадки, находят изображения птиц на картинках. С детьми проводится беседа о птицах: дети отвечают на вопросы, делятся своими знаниями.
Педагог знакомит детей с правилами кормления птиц, проводит подвижную игру «Воробышки и кот».
Для закрепления знаний детей о птицах, оформляется альбом «Всё о птицах» с загадками и рисунками детей.
Итог проекта :
Вечером в группу приходит письмо от старичка Лесовичка: «Дорогие ребята средней группы! Вот и закончилось ваше путешествие по моей волшебной тропе. Вы показали себя настоящими знатоками природы, выполнили все задания. Поэтому я дарю вам волшебный сундучок, он уже у вас в группе, можете его открыть! Там для вас много сюрпризов. Надеюсь, то, что вы там найдете, вам пригодится для игр и поделок».
Дети открывают сундучок и находят разнообразный природный материал. А также фотографии, на которых они сфотографированы во время проектной деятельности (для оформления стенгазеты «Путешествие по экологической тропе»).