МААМ-картинки

Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников

Валерия Лихачева
Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Публикация «Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников» размещена в разделах

(2 слайд)Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Изучение возможностей игровых логоритмических упражнений является актуальным, так как игровая логоритмика увлекает маленького ребёнка, вызывает у него положительные эмоции, и тем самым поддерживает интерес к занятиям, стимулирует его ритмическое развитие.

Логоритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь, позволяющая решать проблему развития чувства ритма эффективно. (5 слайд)Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь).

Цель работы: изучить возможности игровой логоритмики, как средства развития чувства ритма дошкольников».

Развитие речи в процессе игровых логоритмических упражнений происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Центр речи в головном мозге человека находится рядом с двигательными центрами, что обуславливает их физиологическую взаимосвязь. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, не случайно понятие ритма вошло в название данного вида упражнений.

Логоритмика часто проводится в рамках музыкального занятия, которое направлено на качество исполнения движений, их четкости, координации, выразительности. При этом движения под музыку положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Каждое движение совершается в определенном ритме и темпе. Ритм широко применяется в музыке, для детей он сравнивается с биением сердца, звуками природы, дети вместе с руководителем находят ритм в прозе, поэзии, художественном творчестве.

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, ног, рук сочетаются с произнесением специального речевого материала. Точное, динамичное выполнение упражнений подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. (3).

На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:

(6 слайд)-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;

-интонационно-мелодическое развитие речи;

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие и укрепление мимической мускулатуры;

-развитие силы, высоты, тембра голоса;

-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);

-развитие чувства ритма и координации движений;

-формирование пространственных представлений и схемы тела (например, усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).

-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;

-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);

-и другие.

Виды логоритмических упражнений представлены на слайде, перечислю некоторые из них:

1) Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ.

2) Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

(7 слайд)3) Игровой массаж включает в себя игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.

4)Танцевально - ритмические упражнения, которые направлены на развитие чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.

5) Упражнения на развитие дыхания. Такие упражнения помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их сочетают с движениями рук, поворотами туловища, приседаниями.

6) Упражнения на развитие силы голоса. Работа над голосом позволяет сделать его выразительным, воспитывать основные качества голоса силу и высоту. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим.

7) Упражнения на развитие чувства ритма. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

В работе над развитием ритма нами используется развивающее пособие-игрушка «Волшебные Гонзики». Забавные «глазки», которые надеваются на пальцы, превращаются то в червяков, то в зверюшек, то в забавных жителей незнакомой планеты. Пластмассовые разноцветные глазки воспитанниками Майи Ивановны Родиной стали повсеместно известны как Гонзики.

В чем секрет «глазок - Гонзиков»?

Во-первых, в том, что они буквально приковывают внимание детей. И это не случайно. Известно, что уже на первом году жизни малыш фиксирует свое внимание именно на глазах (остальные черты лица он еще не замечает).

Во-вторых, Гонзики – абстрактная игрушка, и благодаря своей неопределенности может быть «заместителем» для любого персонажа. Фантазия и творчество воображение детей и взрослых может превратить Гонзика и в Лягушонка, и в Птичку, и в Змею, и в кого угодго.

В-третьих, пластмассовые Гонзики надеваются на пальцы, тем самым способствуют легкому массажу и далее в игре – самой настоящей пальчиковой гимнастике. Многие упражнения требуют развитой мелкой моторики и ловкости. Без тренировки может не получиться не только у детей, но и у взрослых.

В-четвертых, «глазки» - Гонзики побуждают ребенка к диалогу, стимулируют развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость.

Игры с «Гонзиками» : На руку надевается яркая разноцветная перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. «Гонзики» могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Малышам помогают освоить название всех пальцев. При этом развивается актерское мастерство, память, внимание, мелкая моторика пальцев рук и чувство ритма.

Прикреплённые файлы:

gonziki_9f16g.pptx | 726,88 Кб
 
Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Логоритмические упражнения для малышейЛогоритмические упражнения для малышей Хочу поделиться с вами опытом работы в системе логоритмика. В этом году предложили заниматься с детьми, которые посещают логопункт. Каждое.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников
Опубликовано: 5 октября 2021 в 10:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД