Валерия Лихачева
Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Публикация «Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
(2 слайд)Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Изучение возможностей игровых логоритмических упражнений является актуальным, так как игровая логоритмика увлекает маленького ребёнка, вызывает у него положительные эмоции, и тем самым поддерживает интерес к занятиям, стимулирует его ритмическое развитие.
Логоритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь, позволяющая решать проблему развития чувства ритма эффективно. (5 слайд)Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь).
Цель работы: изучить возможности игровой логоритмики, как средства развития чувства ритма дошкольников».
Развитие речи в процессе игровых логоритмических упражнений происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Центр речи в головном мозге человека находится рядом с двигательными центрами, что обуславливает их физиологическую взаимосвязь. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, не случайно понятие ритма вошло в название данного вида упражнений.
Логоритмика часто проводится в рамках музыкального занятия, которое направлено на качество исполнения движений, их четкости, координации, выразительности. При этом движения под музыку положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Каждое движение совершается в определенном ритме и темпе. Ритм широко применяется в музыке, для детей он сравнивается с биением сердца, звуками природы, дети вместе с руководителем находят ритм в прозе, поэзии, художественном творчестве.
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, ног, рук сочетаются с произнесением специального речевого материала. Точное, динамичное выполнение упражнений подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. (3).
На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:
(6 слайд)-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
-интонационно-мелодическое развитие речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие и укрепление мимической мускулатуры;
-развитие силы, высоты, тембра голоса;
-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
-развитие чувства ритма и координации движений;
-формирование пространственных представлений и схемы тела (например, усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);
-и другие.
Виды логоритмических упражнений представлены на слайде, перечислю некоторые из них:
1) Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ.
2) Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.
(7 слайд)3) Игровой массаж включает в себя игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.
4)Танцевально - ритмические упражнения, которые направлены на развитие чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.
5) Упражнения на развитие дыхания. Такие упражнения помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их сочетают с движениями рук, поворотами туловища, приседаниями.
6) Упражнения на развитие силы голоса. Работа над голосом позволяет сделать его выразительным, воспитывать основные качества голоса силу и высоту. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим.
7) Упражнения на развитие чувства ритма. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
В работе над развитием ритма нами используется развивающее пособие-игрушка «Волшебные Гонзики». Забавные «глазки», которые надеваются на пальцы, превращаются то в червяков, то в зверюшек, то в забавных жителей незнакомой планеты. Пластмассовые разноцветные глазки воспитанниками Майи Ивановны Родиной стали повсеместно известны как Гонзики.
В чем секрет «глазок - Гонзиков»?
Во-первых, в том, что они буквально приковывают внимание детей. И это не случайно. Известно, что уже на первом году жизни малыш фиксирует свое внимание именно на глазах (остальные черты лица он еще не замечает).
Во-вторых, Гонзики – абстрактная игрушка, и благодаря своей неопределенности может быть «заместителем» для любого персонажа. Фантазия и творчество воображение детей и взрослых может превратить Гонзика и в Лягушонка, и в Птичку, и в Змею, и в кого угодго.
В-третьих, пластмассовые Гонзики надеваются на пальцы, тем самым способствуют легкому массажу и далее в игре – самой настоящей пальчиковой гимнастике. Многие упражнения требуют развитой мелкой моторики и ловкости. Без тренировки может не получиться не только у детей, но и у взрослых.
В-четвертых, «глазки» - Гонзики побуждают ребенка к диалогу, стимулируют развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость.
Игры с «Гонзиками» : На руку надевается яркая разноцветная перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. «Гонзики» могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Малышам помогают освоить название всех пальцев. При этом развивается актерское мастерство, память, внимание, мелкая моторика пальцев рук и чувство ритма.