Cветлана Ворончихина
Игровые приемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе. Теория и практика воспитательной работы полностью доказывает нам тот факт, что именно от развития фонематических процессов зависит становление речи в целом. В научно-исследовательских трудах, связанных с изучением звукобуквенного анализа, говорится о том, что восприятие речи и овладение ее звуковой стороной непосредственно связаны со уровнем развития фонематического слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания.
Публикация «Игровые приемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чрезвычайно важным является тот факт, что ребенок старшего дошкольного возраста может довольно легко освоить действия звукового анализа слова до и без ознакомления с буквами.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.
Обращение внимания детей :
• на звуки улицы;
• на бытовые звуки;
Определение:
• источника звука ( Н-р: хлопки, притопы);
• направления звука;
• Высоты звука
• Продолжительности звучания (долгий – короткий);
• По громкости (громкий – тихий) ( Н-р: идет медведь, кошечка крадется);
• По ритму ( Н-р: идут, скачут).
Затем ведется работа над речевыми звуками и дифференциацией речевых и неречевых звуков.
Игра «Тихо-громко говори».
Цель: развивать голосовой аппарата и фонематический слух. Упражнять в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Игра «Волшебные часы».
Цель: учить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развивать фонематический слух.
Игра «Кто быстрее соберет вещи?»
Цель игры: упражнять детей в дифференциации звуков ("с" и "ш").
Игра «Звуковая ромашка»
Цель: развивать умение определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.
Игра «Гусеница»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игра с мячом "Придумай слово"
Цель игры: развивать умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.
Потом проводится работа над различением близких по звуковому составу слов.
Упражнение «Кто внимательный?»
Взрослый дает ребенку два кружка - синий и зеленый и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное- красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван,ванан.
Витамин, митанин, фитамин, витаним, виталим.
Упражнение «Послушай, повтори».
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом - дым.
Моток-каток-поток, батон-бутон-бетон, будка-дудка-утка, нитка-ватка-ветка, клетка-плетка-пленка, тыква-буква-будка.
Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и следующих подборов слов втом, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Упражнение «Внимательные ушки».
Из четырех слов отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава-канава-какао-канава, ком-ком- кот- ком, утенок-утенок-утенок-котенок. Будка-буква-будка-буква, винт-винт-бинт-винт, минута-монета-минута-минута. Буфет-букет-буфет-буфет, билет-балет-балет-балет, дудка-будка-дудка-дудка.
Упражнение «Доскажи словечко»
Взрослый читает 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)
Сказала дверь: «Мой дорогой!
Не открывай меня …. «(плечом, коленом, ногой)
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш, ….(ручку, тетрадь, книгу)
При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.
Затем над различением слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
1. Игра «Повторюшки».
Взрослый предлагает ребё нку повторить за ним слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т. д. ; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т. д. ; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т. д.
1. Игра «Сигнальщик».
Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д., когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.
Опознание и различение звуков (фонем).
Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
“Угадай, кто (что) это был (о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание ( например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р р р, пчела — жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
“Какой звук лишний?”. Педагог называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем педагог называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).
“Различай и повторяй”. Педагог предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:
“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т. д.
“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
Только потом ведется работа над развитием навыков элементарного звукового анализал.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств — графических схем слова, звуковых линеек, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Таким образом, эта работа, помогает в успешном освоении детьми норм родного языка, так как развитие фонематического слуха и восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.