Папки-передвижки

Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ

Ольга Глазкова
Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ

Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребенком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет, а иногда и еще раньше.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Публикация «Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики – дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптация (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Ученые и практики сходятся во мнении о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, что именно в ней можно найти резервы, которые дают возможность ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.

Игра – это не лишенная смысла, несерьезная забава, а существенная творческая деятельность, в которой ребенок проходит внутренние изменения – физические, психологические и общественные. И таким образом в игре и играми растет ребенок.

По характеру используемого материала дидактичные игры условно разделяют на :

• игры с предметами;

• настольно-печатные;

• игры с песком и водой;

• словесные.

По развивающей направленности на:

• игры-упражнения;

• игры-соревнования;

• образно-ролевые;

• сюжетно-ролевые игры;

• познавательные;

• режиссерские;

• игры-фантазирования;

• сюжетно-отражательные.

Все названные виды игр относятся к активной форме обучения, поскольку предоставляют возможность каждому проявить себя в деятельности по-другому.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Для этого мы рекомендуем использовать метод «песочной терапии».

Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от двух лет и старше, со следующим спектром проблем:

• сложности, связанные с адаптационным периодом

• различные формы нарушений поведения

• психосоматические заболевания

• повышенная тревожность, страхи

• неврозы

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.

В группе, вы увидите поднос с песком, воду, формочки и множество мелких сюжетных игрушек. Ребенку интересно, когда формочки разные - прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Мы предлагаем ребенку выбрать те фигурки, которые привлекут его внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе. Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется ребенку. Он сможет менять в подносе все, что захочет. Поднос – это то место, где ребенок создает свой мир, к тому же он может его преобразовать по своему желанию.

Дети ведут себя по-разному: одни некоторое время просто рассматривают песок, другие начинают играть с игрушками. Одни не используют никаких объектов - они просто касаются поверхности песка, перемещают формы и делают постройки в песке. Другие используют немного объектов, третьи расселяют много выбранных персонажей. Кто-то использует сухой песок, кто-то смачивает песок водой. Есть дети, строящие свою картину быстро, есть работающие медленно. Одни представляют мир очень сосредоточенно и спокойно. Другие наслаждаются игрой.

Особенность и преимущество данного метода заключается в том, что нет никакого правильного и неправильного способа игры в песке – песочные миры создаются без подготовительной работы, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.

Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Песочница, комната, дети и, конечно, воспитатель, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. Такая атмосфера помогает ребенку любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию проиграть в песочнице. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок с одной стороны позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает его прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия", а с другой стороны работа с песком развивает мелкую моторику, аккуратность и усидчивость. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным стимулом речевого и интеллектуального развития ребенка. Чем лучше малыш управляет пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного – ведь нервные окончания пальцев рук связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь малыша. «Песочный бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Анализ нашей работы показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада посредством игровой деятельности.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ"Система психолого-педагогического сопровождения.

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес»Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес» Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: 1. Помочь в преодолении.

План педсовета «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников» Цель: анализ организации работы педагогического коллектива, направленной на социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного.

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ Светлана Головко Презентация Технологии позитивной социализации.

Презентация «Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ» МБДОУ №7 «Радуга» Презентация"Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ. "Педагог: Головко Светлана. Валентиновна.

НОД по физической культуре в старшей группе «Лесные жители» с использованием технологии позитивной социализации дошкольников Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами; учить метанию мешочков в вертикальную цель; упражнять в подлезании.

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Мукминова Наталья Юрьевна. Воспитатель МБДОУ ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка МО Туапсинский район. Опубликована в Сборнике II Международной.

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации дошкольников с ОВЗ https://youtu.be/iWuWU903fUMhttp://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html Задержка психического развития характеризуется.

Энергосберегающие и игровые технологии в период адаптации детей к детскому садуЭнергосберегающие и игровые технологии в период адаптации детей к детскому саду В возрасте от двух до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду и начинается период адаптации.

Конспект занятия в период адаптации к условиям детского сада детей 2–3 лет «Веселый малыш» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как средство позитивной социализации детей в период адаптации к условиям ДОУ
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 11:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД