Папки-передвижки

Игровые технологии в дошкольном возрасте

Наталья Чернышева
Игровые технологии в дошкольном возрасте

Современная методика преподавания музыки и актуальные

педагогические технологии

в условиях реализации ФГОС.

Игровые технологии.

Игровая деятельность в обучении и воспитании.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Публикация «Игровые технологии в дошкольном возрасте» размещена в разделах

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, пробудить интерес); — коммуникативную: освоение общения;

— самореализации в игре ;

терапевтическая игра: преодоление различных трудностей;

диагностическая игра: выявление отклонений от норм поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

— творческий, в значительной мере импровизационный;

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. («эмоциональное напряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит - цель, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательного характера, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - творческими возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям как - дидактическая цель ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

Виды педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Три большие группы составляют:

1 игры с готовыми «жёсткими» правилами;

2 игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

3 игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают:

спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные, лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения, шуточные (забавы, развлечения, ритуально-обрядовые и т. д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;

игровой фольклор; театральные игровые действия;

упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты;

эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

конкурсы, эстафеты, старты; игровые обычаи, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады и т. д.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

формирование определённых умений и навыков, необходимых

в практической деятельности;

развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли;

формирование определённых подходов, позиций,

нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,

творческих способностей, умения находить оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,

саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра — форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего личности (Д. Н. Узнадзе).

Игра — пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

Игра — школа жизни и практика развития детей (С. Л. Рубинштейн).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Игровые технологии в дошкольном возрасте Содержание Введение 1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике. 2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте.

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Закаливание детей в дошкольном возрасте Закаливание детей в дошкольном возрасте Воспитатель первой квалификационной категории Купирова Наталья Леонидова МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска.

Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями,.

Игровые технологии в дошкольном образовании. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем.

Презентация «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» Предлагаю вашему вниманию презентацию «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» содержание презентации 1. Игровые педагогические.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.

Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 12:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД