Закаливание детей в дошкольном возрасте

Наталья Купирова
Закаливание детей в дошкольном возрасте

Закаливание детей в дошкольном возрасте

Воспитатель первой квалификационной категории

Купирова Наталья Леонидова

МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска

Многие родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким. Для этого необходимо улучшать его иммунитет. Поэтому закаливание детей дошкольного возраста – это наиболее эффективный способ добиться своей цели.

Что же такое закаливание?

Закаливание – это система профилактических мероприятий. Направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды.

Методики закаливания детей дошкольного возраста предполагают намеренное воздействие на организм малыша холодом. При этом устойчивость организма развивается и к другим воздействиям. Важно понимать, что закаливание – это целая система. Организм нужно подготавливать постепенно, чтобы исключить возникновение тяжелых заболеваний, например, воспаление легких.

Различные схемы закаливания детей дошкольного возраста предполагают возможность проведения процедур с первых месяцев, когда происходит адаптация организма к внешней среде. Сухого обтирания и воздушных ванн для него вполне достаточно. Важно, чтобы ребенку процедура приносила удовольствие. Поэтому по многим системам закаливания детей дошкольного возраста рекомендуется переходить к обливаниям только после четырех лет.

Принципы закаливания детей дошкольного возраста.

Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий (при закаливании организма недопустимо форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры).

• Систематичность закаливания (регулярное повторение закаливающих процедур).

• Учет индивидуальных, возрастных особенностей организма ребенка.

• Многофакторность закаливания - использование различных агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды и др. (нельзя закаливать ребенка, только, например, водными процедурами. Нельзя заменить прогулки никакими другими средствами закаливания) .

• Процедуры должны быть комплексными (обливание водой можно соединять с последующей прогулкой на свежем воздухе или плаванием).

• Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.

Правила закаливания детей дошкольного возраста

Обязательно одевайте ребенка по погоде. Ни в коем случае нельзя его слишком укутывать.

Перед сном обязательно проветривайте комнату.

Ночью температура должна быть немного ниже дневной.

После сна обязательно умывайте малыша.

Независимо от погоды обязательно гуляйте с малышом.

В помещении одевайте легкую одежду.

Если ребенок заболел, то к процедурам можно возвращаться только после полного его выздоровления.

Способы закаливания детей дошкольного возраста.

Существует несколько способов закаливания детей дошкольного возраста: традиционные (закаливание водой, воздухом и солнцем) и нетрадиционные (например, полоскание горла, хождение босиком).

Рассмотрим некоторые способы более подробно.

Закаливание водой - самый распространенный способ на сегодняшний день. Начинать следует с обтираний. В первые дни такого закаливания температура воды должна совпадать с температурой тела. А в дальнейшем ее необходимо постепенно начинать понижать на несколько градусов. Такая процедура занимает всего 5-7 минут. Достаточно лишь обтереть все тело, начиная с рук и заканчивая ногами. Обтирание должно осуществляться по массажным линиям. Например, ноги обтираются снизу вверх, а живот – аккуратными движениями по часовой стрелке. Приблизительно через месяц регулярных обтираний можно приступать непосредственно к обливаниям водой. Температура воды для обеих процедур изначально должна быть не ниже +34 С. Далее ее можно медленно снижать. После каждого обливания следует тщательно растереть кожу всего тела до розового цвета.

Закаливание воздухом также очень полезно и эффективно для укрепления иммунной системы. Для начала воздушные ванны устраиваются в предварительно проветренном помещении, температура воздуха в котором сохраняется на отметке +20С. Продолжительность процедуры – 5 минут. Следующим этапом станет увеличение продолжительности воздушной ванны, снижение температуры и выход на открытый воздух. Очень полезны для детей и прогулки на открытом воздухе в сочетании с физическими упражнениями. Время – не менее 1 часа.

Закаливание солнцем происходит путем принятия солнечных ванн. Главное знать меру и не забывать защищать голову шляпой или панамой. Начинать закаливание солнцем следует с 12-15 минут. Безопасное время солнечной активности до 11 утра и после 16 вечера. Солнечные ванны лучше принимать через 2 часа после еды. Следует обращать внимание на самочувствие ребенка. Если его тошнит или кружится голова, то следует немедленно прекратить процедуру. При проведении солнечных ванн нужно пить больше жидкости.

Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).

Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.

Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

Например, после непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).

Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.

При проведении закаливающих процедур желательно использовать художественное слово.

Например:

«Надо, надо нам умыться,

Где тут чистая водица?

Руки моем раз, два (сверху вниз обливаем водой)

Шейку моем три (обливаем шею)

И лицо мы умываем – четыре

Полотенцем вытираем»

Или

«Ходим, ходим по дорожкам,

Лечим, лечим наши ножки.

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.»

Желаю успехов!

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы)Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте Конкурс методических разработок по педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми детей «Играем? Играем!» Номинация: «Методическая.

Конспект развлечения для родителей и детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте «Путешествие добрых дел» Подготовила воспитатель: Солод Елена Александровна. Цель: создание условий для эффективного взаимодействия детского.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте» Цель: Расширять представление родителей о значении аппликации в среднем дошкольном возрасте. Уважаемые родители! Аппликация (от латинского.

Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте» Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте». “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте» (5–6 лет) Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта –.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте С приходом в детский сад, изменяется образ жизни ребенка. У ребенка возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности, приводящие.

Патриотическое воспитание детей в среднем дошкольном возрасте в условии реализации ФГОС В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами пластилинографии в старшем дошкольном возрастеПерспективный план по развитию творческих способностей детей средствами пластилинографии в старшем дошкольном возрасте 1. Тема занятия «Аквариум» (коллективная работа) Программное содержание: Учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные.

Утренняя гимнастика в дошкольном возрасте, ее значение в развитии детей Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Закаливание детей в дошкольном возрасте
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 17:06
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект интегрированного занятия «Грибы съедобные-несъедобные» с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы «Грибы: съедобные-несъедобные» Описание материала: данный конспект может быть полезен...
Спортивный праздник «Веселые старты» в старшей группе
Цель: повышать интерес детей к занятиям физической культуре и воспитывать чувство товарищества. Задачи: Образовательные: формировать двигательные умения...
Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...