Елена Черемкина
Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Черемкина Елена Егоровна старший воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абыйская средняя общеобразовательная школа имени д. т. н. Слепцова А. Е.»
Структурное подразделение:детский сад «Харыйачаан»
с. Абый Абыйский улус Республика Саха (Якутия)
schabiy@inbox.ru
Аннотация
Данная статья посвящена на тему «Технологии в дошкольном образовании». Выявлены особенности использования дидактических материалов с помощью игровых технологий. Создан настольно- дидактический учебный, наглядный материал.
Публикация «Игровые технологии в ДОУ в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
Ключевые слова: Игра, технология, настольная игра, автор, родной край, дидактический материал.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко
В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Целями повышения качества образования в нашем ДОУ является создание условий и выработка механизма внедрения современных образовательных технологий в практическую образовательную деятельность. На достижение этих целей направлено решение следующих задач:
• повышение квалификации педагогов через изучение и освоение авторских методик.
• реализация дополнительных образовательных услуг, внедрение инновационных технологий в практическую деятельность
• педагогическое сопровождение, поддержка семей с различными образовательными потребностями
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главная цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С введением ФГОС ДО, перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :
1. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее
результативности.
2. Обеспечение безопасного пространства для игры
3. Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру
Достоинство игровых технологий
• игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение;
• игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
• происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
• игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игровая технология :
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Одним из направлений по которому работают педагоги нашего детского сада - это создание развивающей предметно – пространственной среды, развивающей игру.
- Эверстова А. Д. создала авторскую настольно- дидактическую игру «Ойуур оскуолата» Цель: Развивать мышление, память, речь и познавательную деятельность.
- Реброва А. Е. Создала настольно-дидактическую игру «Дьhгой оонньуута»
Цель: Развивать мелкую моторику рук творческое воображение, мышление, речь обогатить словарный запас.
- Бережнова М. В. создала настольно-дидактическую игру «Калейдоскоп»
Цель: Учить определять части суток, различать диких и домашних животных, самостоятельно разделять на две группы. Закреплять умение различать и называть краски времен года. Развивать память, ориентировку в пространстве, активизировать словарный запас, воспитывать самостоятельность и инициативность.
- Черемкина Л. В. создала настольно-дидактическую игру «Сымна5ас тэттикчээннэр»
Цель: 1. Развивать мелкую мотрику пальцев рук, тактильные ощущения. 2. Воспитывать интерес к якутскому национальному творчеству. 3. Закреплять в речи название якутских предметов, их цвет и форму
- Черемкина Е. Е. создала в группе уголок по патриотическому воспитанию. «Моя родина – Абый», Изготовлены настольные игры СРИ «Саха ыалын тиэргэнэ», Лото «Торообут дойдум - Абый», «Макет села» Цель: Создание и реализация дидактического материала для ознакомления детей с родным краем.
- Эверстова А. Д., Черемкина Е. Е., Бережнова М. В., создали настольно-дидактические авторские игры: «Мой родной край», «Карта Республики Саха (Якутия, «Символика улусов Республики Саха (Якутия); Цель: Создание и реализация настольно-дидактического материала для ознакомления детей с родным краем.
Внедрение игровых технологий показало высокий результат освоения педагогами приемов и методов для обучения детей дошкольного возраста. В ходе реализации проекта вырос профессионализм педагогов ДОУ. Значительная часть воспитателей научились нестандартно мыслить, что позволило им выработать авторский почерк.
В ходе реализации этой работы выявлено следующее. Приоритетными в деятельности детей явились поисковая и исследовательская деятельность. С их помощью осуществилось интеллектуально – творческое развитие детей, психологическая и специальная подготовка к школе. Проведенные контрольные срезы показали, что у детей появился интерес к родному краю, в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре родного края.
Необходимо отметить повышение статуса педагогического труда, как у самих педагогов, так и у родителей воспитанников. Анкетирование родителей показало, что наиболее привлекательным для родителей является новизна, красочный дизайн игровых пособий, который закрепляет игровую мотивацию в обучении детей, а также возможность выстраивания индивидуальной модели взаимодействия педагога с ребенком.
«… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» (А. С. Макаренко)
Список литературы
1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
4. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.