Ирина Артамонова
Игровые упражнения для дифференциации звуков С-З, С-Ц, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-Л
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков – это этап логопедической работы, который необходим тем детям, которые смешивают или заменяют одну фонему другой. После усвоения правильного произношения звуков, детям требуется научиться дифференцировать их со смешиваемыми по акустическим и артикуляционным свойствам. В работе по дифференциации звуков выделяют три основных этапа: дифференциация изолированных звуков, дифференциация звуков в словах, дифференциация звуков во фразовой речи.
Публикация «Игровые упражнения для дифференциации звуков С-З, С-Ц, С-Ш, З-Ж, Ш-Ж, Ч-Щ, Р-Л» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Темочки
При дифференциации звуков используются картинки- символы, с которыми дети учились соотносить ранее поставленные звуки. Например, звук [с] - «Насос накачивает шину», звук [ш]- «Змея шипит», [з] - «Комар звенит», [ж] - «Жук жужжит», [р] - «Собака рычит», [л]- «Пароход гудит», [ц] - «Кузнечик стрекочет», [ч]- «Поезд едет», [щ]- «Чистим щёткой зубы».
Предлагаемые упражнения позволяют в игровой форме дифференцировать звуки в словах, провести звуковой и слоговой анализ слов, а также поработать над некоторыми грамматическими категориями. Выполняя задания, ребёнок не только слушает и повторяет, рассматривает и называет картинки, но и активно работает с ними: выбирает, обводит, раскрашивает. Игровые упражнения можно использовать при проведении индивидуальных, подгрупповых, а также домашних занятий.
Предлагаемые задания:
Назвать картинки и соединить их со звуковыми символами.
Назвать и раскрасить картинки, в названии которых дифференцируемый звук находится в начале слова.
Назвать и обвести в кружок картинки, в названии которых дифференцируемый звук находится в середине слова.
Назвать и обвести по контуру картинки, в названии которых дифференцируемый звук находится в конце слова.
Определить количество слогов в названии картинок (по выбору логопеда). Разделить картинки на части по количеству слогов.
Обвести в кружок картинки, названия которых состоят из одного слога.
Назвать фрукты, животных и т. д. Раскрасить, например, только фрукты.
Игра «Жадина». О каких предметах можно сказать «мой», «моя», «моё», «мои»?
Игра «Посчитай до 5». Считаем, всё, что поддаётся счёту, согласовывая числительные и существительные.
Игра «Доскажи словечко» (подбираются предложения к каждому листу). Например, В норке прячется серая … (мышь). На столе стоит чистая … (посуда). Мышку можно заштриховать, а посуду раскрасить.
Использованная литература:
1. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Спб., 1995.
2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения- М. : Просвещение, 1989.
Картинки взяты с интернет-сайтов:
https://raskraska.eu/zhivotnye/nasekomye.php
https://detirazumeiki.9bb.ru/viewtopic.php?id=701
https://www.раскраскараскраски. com/
https://www.numama.ru/photos/1142
https://logorina.rusedu.net