Папки-передвижки

Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

Юлия Чудайкина
Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребенок получает первичные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию дошкольников в детском коллективе. Использование занимательного материала при решении игровых задач весьма оправданно при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь для успешного освоения программы школьного обучения современному ребенку необходимо не только много знать, но и уметь последовательно и доказательно мыслить, догадываться, находить нестандартные пути решения задачи. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мышлении, поиске возможных способов действий при решении игровых занимательных задач, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В интеллектуальной деятельности формируются познавательные способности детей. Современные требования к содержанию дошкольного образования ставят задачу развития познавательныхспособностей в разных видах деятельности, в том числе в ходе формирования элементарных математических представлений детей. Повседневная жизнь ребенка – это игра, труд, занятия. Следовательно, предлагаемые для освоения знания целесообразно включать именно в эти виды деятельности. Важно отметить, что во многих играх дети действуют «в уме», проигрывая воображаемые ситуации. Это раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности, инициативу и самостоятельность. Вхождение ребенка в мир математики открывает для него присутствие чисел в природе и культуре, наполняет представления о каждом числе живыми образами.

Публикация «Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в силу их возрастных особенностей, невозможно без использования занимательных, развивающих игр, игровых задач, развлечений. Основная цель развивающих игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. К решению занимательных игровых задач дети приходят в процессе поисковых проб, предназначенных для угадывания решения в результате постоянных действий. Результатом поиска решения становится догадка. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Занимательный математический материал можно классифицировать по следующим направлениям: – развлечения (загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки); – математические (логические) игры, задачи, упражнения (игры с блоками, кубиками и др.); – дидактические игры и упражнения (с наглядным материалом, словесные игры).

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки со счетными палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, идет трансформация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменения их количества. Данные задания хорошо влияют на закрепления изученного материала геометрических фигур, счетной деятельности и развитие логического мышления. Разнообразные виды занимательных игр, задач, упражнений помогают познакомить ребенка с такими понятиями, как «число», «геометрическая фигура», развить пространственное воображение и умение ориентироваться в пространстве, учат ребенка логически мыслить и рассуждать, т. е. развивают его познавательные способности.

В работе с детьми образовательный процесс строю так,  чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию :

- Вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

- использование дидактических развивающих занимательных задач;

- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Для повышения уровня общего умственного развития детей 5-7 лет, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем систематически использую задачи, игры, головоломки по принципу «от простого к сложному».

На занятиях по ФЭМП такой материал включаю в ход самого ООД или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В самом начале занятия в старшей и подготовительной группе оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

В свободное время активно использую математические игры (коллективные, подгрупповые и индивидуальные) наряду с другими для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Создаю условия для игр, поддержания и развития интереса, поощряю самостоятельный поиск решения задач, стимулирую творческую инициативу детей.

Также активно использую в работе с детьми смекалки, головоломки, занимательные игры, которые вызывают большой интерес у детей. Они подолгу, не отвлекаясь, упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: сообразительность, находчивость, наблюдательность, усидчивость, развиваются конструктивные умения. А также дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые занимательные задачи как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 09:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД