Наталья Власенко
Игры для оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №411 г. Новосибирска. 2017г.
Болезни дыхательной системы.
При заболевании верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов и т. д. При ритмичном, с полным выдохом, носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы, и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Публикация «Игры для оздоровления детей» размещена в разделах
«БУЛЬКАНЬЕ»
Цель: Восстановление носового дыхания, формирование
ритмичного выдоха и его углубление.
Оборудование: Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой,
соломинка, жетоны для награждения.
Ход: Воспитатель показывает, что для того, чтобы получилось
долгое бульканье необходимо глубоко вдохнуть через нос и
сделать длинный выдох в трубочку. После того, как дети
потренируются, можно организовать соревнование на самый
долгий выдох.
«ШАРИК - 1»
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания,
укрепление мышц лица.
Ход: Дети, сидя полукругом, «надувают шары» : широко
разводя руки в стороны и глубоко вдохнув, выдувают воздух в
шарик – «ффф…», медленно соединяя ладони под шариком.
Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика
выходит воздух – «шшш…», дети делают губы хоботком.
«ШАРИК - 2»
Ход: Дети парами дуют на вертушку или подвешенные шары
(чей шар подлетел выше, тот и победил). Воздух вдыхается
через нос и резко выдыхается через рот.
«КТО ГРОМЧЕ»
Цель: Улучшение функции дыхания – тренировка носового
дыхания, смыкание губ.
Ход: Дети должны принять правильную осанку, губы
сомкнуть. Указательный палец правой руки надо положить на
правую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло
носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа (рот закрыт) и,
выдыхая, произносить – «ммм…м», одновременно
похлопывать указательным пальцем левой руки по левой
половине носа. При этом получается длинный
скандированный выдох. Звук «ммм» нужно направлять в нос,
он должен быть звучным.
Затем упражнение повторяется для другой половины носа.
«ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК»
Цель: Воспитание навыка правильной артикуляции языка,
зубов, мышц челюстно-лицевой области.
Ход: Дети подражают звуку отбойного молотка – «ддд…».
Упражнение проводится в течение 3-4 минут.
«СОВУШКА-СОВА»
Цель: Коррекция движений рук с дыхательными движениями
грудной клетки, улучшение функции дыхания.
Ход: Дети садятся полукругом. По сигналу «день» дети-совы
медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу
«ночь» дети смотрят вперед и взмахивают «крыльями».
Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят
«уфф. уфф.». Повторяют 2-4 раза.
Бронхолегочные заболевания.
При бронхиальных заболеваниях необходимы:
1. Поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, очистительной функции бронхов, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;
2. Профилактика нарушений осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, оздоровление нервно-психической сферы.
Для решения этих задач рекомендуются игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе.
А также полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.
«ВПЕРЕД БЫСТРЕЙ ИДИ, ТОЛЬКО НЕ БЕГИ»
Цель: Улучшение дренажной функции бронхов,
общефизическое воздействие
Ход: Дети строятся в затылок в две колонны. Отмечается
«старт» и «финиш» на (расстоянии 20-30). По сигналу
педагога дети должны достигнуть финиша. Условие – бежать
нельзя, а можно только кувыркаться, перекатываться, ходить
на коленях, четвереньках. Достигнув финиша, дети
спокойным шагом возвращаются назад.
«ПОДПРЫГНИ И ПОДУЙ»
Цель: Улучшение функции дыхания, повышение тонуса,
адаптация дыхания и организма в целом к физическим
нагрузкам.
Оборудование: Воздушный шарик или подвес.
Ход: На небольшом расстоянии от головы ребенка висит
воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув,
подуть на шарик.
«МАРТЫШКИ И КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ»
Цель: Улучшение функций дыхания (глубины, ритма,
укрепление мышц рук, проговаривание звуков «ч» и «ш».
Ход: Игра проводится сидя в кругу. Дети кидают друг другу
мяч («погрузка кокосов», затем педагог убирает мяч
(«закончилась погрузка»). Дети производят круговые
движения руками, произнося: «Чу-чу-чу, поезд движется».
Через 1-2 минуты поезд останавливается и дети говорят
«шшш…». После этого начинается выгрузка кокосов. При
произношении звука «шшш…» губы складываются в
трубочку.
Игры для детей часто болеющих ОРВИ.
У всех этих различных заболеваний есть одно воздействие на организм ребенка – отставание в психомоторном развитии и общее ослабление организма. Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазания и т. д.
«ДОСТАНЬ ПАЛОЧКУ»
Цель: Укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышц
тазового пояса, ног.
Ход: Ребенок лежит на спине с поджатыми ногами.
Воспитатель держит палочку над ним на расстоянии 30 -35 см
и предлагает ребенку достать ее прямыми ногами.
«КАЧАЛКА»
Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей,
координация движений, мягкое воздействие на функцию
вестибулярного аппарата.
Ход: Ребенок, сидя на коврике, обхватывает согнутые в
коленях ноги. Затем, с помощью воспитателя перекатывается в
группировке в положение «лежа на спине» и делает несколько
катательных движений на спине.