Елена Анатольевна
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития фонематического слуха
Для того, чтобы ребенок успешно научился читать и писать, ему необходим развитый фонематический слух, который является основным компонентом восприятия речи. Фонематический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
Фонематический слух помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию и правильно понимать смысл сказанного.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если с ними велась работа.
Каким же образом развивать у детей фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов одновременно развивают мышление, память, внимание, обогащают лексический словарь.
Предлагаемые игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игра «Ловушка»
Логопед называет звук, который должен поймать ребенок. Далее логопед перечисляет разные звуки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук. (то же самое можно повторить со слогами и словами).
Игра «Хлоп-Топ»
Логопед называет два звука. Если ребенок услышит один звук, он должен хлопнуть в ладоши, а если другой – топнуть ногой. Затем логопед перечисляет разные звуки, ребенок должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, если услышит заданные звуки. (то же самое можно повторить со слогами и словами).
Игра «Повтори цепочку слогов»
Логопед называет несколько слогов, ребенок за ним повторяет. Можно усложнить задание, делая ударение на разные слоги.
Игра «Место звука в слове»
Логопед называет звук, а ребенок определяет, где находится данный звук в слове: в начале, в середине или в конце.
Игра «Назови слово со звуком»
Логопед называет ребенку звук, а ребенок придумывает слово с данным звуком, или находит слово среди названий предложенных картинок.
Игра «Какой звук встречается во всех словах?»
Логопед называет ребенку несколько слов, или показывает несколько картинок, а ребенок определяет какой звук встречается во всех словах или во всех названиях картинок.
Игра «Угадай слово»
Логопед произносит слово по звукам, а ребенок угадывает слово.
Игра «4-й лишний»
Логопед называет три слова на один звук или показывает три картинки на один и тот же звук, а четвертое слово или картинку на другой, ребенок называет лишнее слово.
Игра «Цепочки слов»
Логопед называет ребенку несколько слов, а ребенок запоминает и повторяет данные слова.
Игра «Починим испорченный телефон»
Игра очень похожа на известную игру «Испорченный телефон», только в данном варианте нужно догадаться какое слово было произнесено в начале игры и исправить все допущенные игроками ошибки.
Игра «Найди ошибку»
Логопед показывает картинку и называет ее неправильно. Ребенок исправляет ошибку и называет слово верно. Можно усложнить задание, называя искаженные словосочетания или предложения.
Игра «Будь внимателен»
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с близкими по звучанию названиями, затем произносит слово и просит ребенка показать названный предмет на картинке.
Игра «Магазин»
Логопед называет ребенку звук и предлагает ребенку купить фрукты, овощи или другие предметы в названии которых есть заданный звук.
Игра «Живые звуки»
Логопед называет ребенку два звука близких по звучанию, предлагает найти в разрезной азбуке буквы, которые обозначают эти звуки. Затем ребенку предлагается разложить карточки с изображенными предметов на данные звуки в два столбика под каждой буквой.
Данные игры помогут сформировать у детей фонематический слух и облегчат работу логопедов, воспитателей и родителей по подготовке к обучению грамоте, обучению чтению и письму