Инна Санталова
Игры и упражнения для коррекции и развития личностной сферы и общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для коррекции и развития личностной сферы и общения дошкольников
«Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Материал: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Публикация «Игры и упражнения для коррекции и развития личностной сферы и общения дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства. Периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмещаться в ход игры только в случае возникновения конструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению – это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу от развала.
«Узнавание эмоций»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Материал: карточки с изображением эмоционального состояния.
Форма провидения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).
Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это.
Дети вспоминают что-нибудь печальное.
Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
«Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Материал: Сюжетные картинки (с вырезанными лицами).
Ход игры: взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается выбрать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д. ?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
«Поделим игрушки»
Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Материал: игрушки
Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.
Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?
Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:
• отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
• никому не давать, чтобы не было обидно;
• играть всем вместе;
• посчитаться;
• играть по очереди и т. п.
Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.
«Коробка добрых поступков»
Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Материал: коробка, кубики.
Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
«Пожелания»
Цель игры: научить детей выражать свои эмоции, сопереживать другим людям, делать добрые пожелания.
Материал: Цветик-семицветик.
Ход игры: предварительно дети из бумаги изготавливают на занятиях цветик-семицветик, причем количество лепестков совпадает с количеством детей в группе (или будет кратным количеству детей). Педагог предлагает детям поиграть: написать на каждом лепестке пожелание, оторвать лепестки и подарить тем детям, которые, на их взгляд, нуждаются в этом пожелании. Каждый ребенок отрывает поочередно лепестки, дарит их каждому ребенку и объясняет, почему он дарит каждому из детей именно такое пожелание, а не другое. Например, Саше дарит лепесток с пожеланием здоровья, потому что Саша недавно болел, Кате – лепесток с пожеланием веселья, потому что она сегодня грустная и т. д. Так дети обмениваются всеми лепестками. Затем каждый ребенок наклеивает на свою серединку цветка все пожелания, которые были ему подарены и забирает этот цветок себе домой на память.