Лучший педагог года

Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей

Гром Вера
Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОЛНИ ЛИСТ ТОЧКАМИ».

Цель: выяснить способности ребенка к кропотливой работе, выявить стиль деятель-ности, отметить особенности внимания.

Для проведения этого упражнения ребенку дают стандартный лист бумаги для рисо-вания, на котором обозначено точками начало строчек. Дается задание продолжить их и за-полнить точками весь лист.

Публикация «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» размещена в разделах

При выполнении упражнения отмечаются следующие особенности : быстрота вклю-чения в деятельность, интерес к ней, доведение работы до конца; стиль работы ребенка (спо-койное поведение или суетливое, напряженность, самостоятельность и др.); изменение тем-па работы на различных ее этапах; отвлекаемость ребенка, вопросы, ошибки, распределение их во времени.

ИГРА «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ».

Цель: выявить выдержку ребенка, отметить особенности внимания, находчивости.

Дети стоят вдоль одной стороны комнаты или площадки лицом к воспитателю. По сигналу воспитателя они поворачиваются лицом к стене. Воспитатель в это время прячет платочек. Затем по сигналу дети поворачиваются к педагогу, открывают глаза и начинают искать платочек. Нашедший, не показывая вида, что он уже нашел, подходит к воспитателю, тихо говорит ему, где он обнаружил платочек, и встает на свое место или садится. Делать это нужно так, чтобы другие дети не обратили внимания на нашедшего платочек. Игра про-должается до тех пор, пока большинство детей не отыщут платочек.

ИГРА «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ».

Цель: выяснить реакцию ребенка на сигнал, отметить его выдержку, поведение при необходимости быстрого изменения действий.

«Стая птиц» (дети стоят врассыпную) собирается на одном краю площадки, в другом конце которой стоят на некотором расстоянии друг от друга стулья. По сигналу воспитателя «Полетели!» «птицы» разлетаются по площадке, расправив «крылья» и помахивая ими. По сигналу «Буря!» «птицы» летят к «деревьям» (встают на стулья). Когда воспитатель объявля-ет: «Буря прошла», «птицы» спокойно спускаются с «деревьев».

ИГРА «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ».

Цель: выявить скорость движения детей и их точность, отметить реакцию детей на изменившиеся условия игры и их находчивость.

Дети разбегаются по всей площадке. Воспитатель говорит: «Море волнуется - раз, мо-ре волнуется - два, море волнуется - три, на месте, фигура, замри!» После этих слов дети останавливаются на месте в той позе, в какой их застало последнее слово педагога: присе-дают, разводят руки в стороны и т. д.

ИГРА «КТО ЛЕТАЕТ».

Цель: выявить особенности внимания, отметить их реакцию.

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель называет одушевленные или неоду-шевленные предметы, которые летают и не летают. Называя летающий предмет, воспита-тель поднимает руки вверх. Например, он произносит: «Ворона летает, стол летает, самолет летает» и т. д. Дети поднимают обе руки вверх и произносят слово летают только в том слу-чае, если педагог назвал действительно летающий предмет.

Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выпол-няют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.

Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю по-движность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начи-нают действовать раньше, чем этого требуют правила.

Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реак-ция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспита-тель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.

Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им вы-полнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».

Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15х15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.

При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, со-четать цвета узора, на его аккуратность при выполнении работы.

В ходе наблюдения за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональ-ные особенности детей, своеобразие их речи и движений.

В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внима-ние на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их измене-нию. Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я одна-жды испугался»). Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями, воспи-татель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.

На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдения за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника. Чтобы полнее представить характер ребенка воспитателю необходимо знать о его условиях жизни в семье.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬ-НОГО ВОЗРАСТА.

Уважаемые родители! На нашем собрании мы будем говорить о темпераменте ваших детей.

1. Для чего необходимо знать темперамент ребенка?

2. Как определить тип темперамента ребенка?

3. Как взаимодействовать с детьми того или иного темперамента?

Темперамент – это индивидуально-личностные особенности человека, которые про-являются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешен-ности и быстроте протекания психической деятельности.

Для полноценного развития ребенка необходим индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особен-ностей каждого ребенка. Особенности развития ребенка, его самочувствие в определенной мере зависят от его физического состояния и темперамента. Поэтому знание темперамента своего ребенка позволит точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми.

Б. М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожден-ными свойствами, а учет и опору на них.

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, неуравновешен-ную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. Все реак-ции ребенка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, кромка на простыне – вызывают неудержимый, до по-синения плач. Также ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет; не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа вырази-тельная мимика лица, резкие и порывистые жесты, быстрая и громкая речь; все поведение отличается выраженной направленностью – ребенок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, же-ланиями и при этом проявляет завидную энергию и упорство.

Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пыта-ются руководить и взрослыми. Все, что требует проявления активности, легко удается детям этого типа и наоборот - ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничивать свои жела-ния, вызывают у них чувство протеста.

Ребенок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в общий жизненный ритм. Он, за редким ис-ключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изображает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно про-веденного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру.

В коллективе с такими детьми особенно трудно : они излишне подвижны, шумны, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Дети спокойного типа – сангвиники – с сильной, подвижной, уравновешенной нерв-ной системой. Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят громко. У ребенка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от по-движных игр к спокойным занятиям и наоборот.

Особенность сангвиника – гибкая приспосабливаемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрос-лых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться.

Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго – утром его привели в детский сад, а к вечеру он чувствует себя как дома. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлека-тельных черт характера.

Из-за того, что ребенок-сангвиник отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключиться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательной деятельности. В то же время эта пла-стичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки; имеет много товарищей, но ни одного близкого друга; за все берется, но ничего не доводит до конца.

Основные свойства маленького сангвиника: неустойчивость поведения, интересов, привязанностей. У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком-сангвиником – формиро-вание у него настойчивости. Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и так же охотно послушается совета случайного прохожего, подростка.

У ребенка разнообразные интересы. Это хорошо, но до определенных пределов. Бес-конечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети-сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки, но ни в од-ном из них не достигают заметных успехов – не хватает настойчивости.

Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но завершает ли он его? Нет, он стремится быстрее прекратить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может зани-маться долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия (а они неизбежны в любой деятельности, он стремится прекратить эту деятельность.

Ребенок-флегматик имеет сильную уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, – ле-жит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпа-ются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложе-ниями, но и между словами.

Флегматику трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между во-просом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует пе-риод раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезап-но прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит зани-маться новым, не знакомым для него делом.

Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью – его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей.

Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людь-ми. В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, выполняет правила поведения, любое дело выполняет тщательно и аккуратно. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и от-рицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные сто-роны -–это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях. Отрицательные стороны – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Дети со слабой нервной системой – меланхолики – отличаются повышенной чутко-стью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик – это тип ре-бенка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает; не смеется, а улыбается; не просит, а жалобно взирает на желаемое; малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включать-ся в разговор, демонстрируя свои знания и умения. Ребенок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищами, которых хорошо знает, шумные сверстники его утомляют.

Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что ино-гда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длитель-ных нагрузок, дети быстро устают – от шума, новых людей, от замечаний. Резкий тон, при-нуждение подавляют и без того малую активность меланхоликов. У детей с трудом форми-руются навыки, долго не складываются привычки; но все, что у них удается сформировать, отличается прочностью, надежностью, устойчивостью и не требует дополнительного кон-троля.

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ре-бенка-меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства, как чуткость, отзыв-чивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностя-ми входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отка-зываются от игр и занятий, бывает, что длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с разными темпераментами воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной семье при одина-ковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях говорят: «Мы же воспитывали их одинаково». Именно – «одинаково», а надо было воспитывать неодинако-во, учитывая при этом природный тип нервной системы, который мог быть разным, и усло-вия жизни, которые изменились с момента появления первого ребенка.

ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАШИХ ДЕТЕЙ.

ЦЕЛЬ: дать знания родителям об индивидуально-типологических особенностях де-тей дошкольного возраста: уравновешенные, подвижные; возбудимые, неуравновешенные; медлительные; чувствительные, ранимые.

ПЛАН.

1. Уравновешенные и подвижные дети и их особенности.

2. Возбудимые, неуравновешенные.

3. Медлительные дети и их характеристика.

4. Чувствительные, ранимые дети.

Уважаемые родители! Успех в воспитании обусловлен знанием индивидуально-типологических особенностей детей. Поэтому вам необходимо знать своего ребенка.

УРАВНОВЕШЕННЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ ДЕТИ.

Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настроении. Они всегда улы-баются. У них легко возникает чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реаги-руют на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гне-тущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выразительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.

Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая об-становка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в об-щение, не чувствуют скованности. Период адаптации в детском саду у них очень незначи-тельный (3-5 дней).

Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.

У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они вклю-чаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы рабо-ты. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.

При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.

В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники, харак-теризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдение показывает, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.

ВОЗБУДИМЫЕ, НЕУРАВНОВЕШЕННЫЕ ДЕТИ.

Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с неже-лания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрыви-стая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий де-ти настойчивы, но нетерпеливы, невыдержаны, раздражительны, импульсивны.

В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они привыкают быстро (5-10 дней). Такие дети общи-тельны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.

Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность позволя-ет им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рас-считывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавлива-ются быстро, и они включаются в другую деятельность.

Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам характера, как упрямство, вспыльчивость.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группыИгры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группы Игры с палочками Кюизенера (в 1 младшей группе) помогают в доступной и увлекательной форме решать задачи формирования сенсорного восприятия.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей
Опубликовано: 16 декабря 2021 в 11:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД