Папки-передвижки

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга».

Наталия Владимирова
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга».
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них часто наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний т. д.) у дошкольников дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речи в школе. Представленный материал адресован логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям для работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Публикация «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: „Животные Севера и Юга“,» размещена в разделах

Лексическая тема: Животные Севера.

1. Вспомни и назови животных Севера: северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, полярная сова, морской котик.

Ответь на вопросы:

• Назови животных – хищников, обитающих на Севере.

• Почему их так называют?

• Для чего моржу нужны ласты?

• Назови детёнышей белого медведя, моржа и оленя.

2. Поиграйте в игру «Подбери признак»

Белый медведь (какой) – …

Песец (какой) – …

Северные олени (какие) – …

3. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

ласты моржа (чьи) – … моржовые ласты

шея белого медведя (чья) – …

хвосты тюленей (чьи) – …

голова песца (чья) – …

рога оленя (чьи) – …

глаза тюленя (чьи) – …

нос собаки (чей) – …

4. Ответь на вопросы словосочетаниями:

Что? – оленьи рога

Нет чего? – … (оленьих рогов)

Радуешься чему? – … (оленьим рогам)

Видишь что? – … (оленьи рога)

Доволен чем? – (оленьими рогами)

Говоришь о чём? – … (об оленьих рогах)

5. Измени слова по образцу:

сильно – сильнее

холодно – … холоднее.

морозно – … морознее

бело – … белее

тепло – … теплее

красиво – … красивее

6. Кто лишний?

Бурый медведь, белый медведь, песец, морж.

7. Сравни белого и бурового медведя по плану:

• Где обитают?

• Сравни размеры животных;

• Чем питаются?

Лексическая тема: Животные жарких стран.

1. Назвать известных животных жарких стран.

Уметь отвечать на вопросы:

• Кто из животных откладывает яйца, чтобы вывести детёнышей?

• Кто из животных носит прочный панцирь? Для чего?

• Кто как передвигается?

• Кто чем питается?

• Назови самое длинношее; длинноносое; выносливое животное.

• Для чего жирафу длинная шея, а верблюду - горбы?

2. Игра «Подбери признак» - поиск прилагательных

жираф (какой) – высокий, длинношеий, осторожный, пятнистый, важный…

львица (какая) - …

слоны (какие) - …

тигр (какой) - …

черепаха (какая) - …

3. Игра «Чьё это?» - образование притяжательных прилагательных.

грива льва (чья грива) – … львиная

шея жирафа (чья шея) - … жирафья

хвост обезьяны (чей хвост) - … обезьяний

хобот слона (чей) - … слоновый

горб верблюда (чей) - … верблюжий

лапа тигра (чья) - … тигриная

4. Игра «Сосчитай до пяти» - согласование существительных с числительными

одна полосатая зебра

две полосатые зебры

три полосатые зебры

четыре полосатые зебры

пять полосатых зебр

5. Игра «Подумай и ответь» - развитие слухового внимания

• Слон выше бегемота, но ниже жирафа.

Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?

6. Игра «Продолжи предложение» - употребление существительных в косвенных падежах

В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр, ни львов, ни жирафов, ни тигров …

В Африке живут слоны со слонятами, зебры с зебрятами, львы с львятами, жираф с жирафятами, верблюды с верблюжатами, тигры с тигрятами …

7. Игра «Назови лишнее слово» - развитие мыслительной активности

Слон, лев, собака, тигр.

Крокодил, кенгуру, жираф, кошка.

Носорог, бегемот, Африка, зебра.

Жираф, лев, черепаха, слон.

Литература:

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 20005

2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми о ОНР. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

3. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001

Публикации по теме:

Особенности лексики у дошкольников с ОНР III уровня. Статья разработана Воспитателем ГБОУ средняя школа №296 Структурного подразделения Отделением дошкольного образования Фрунзенского района.

Система формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга».
Опубликовано: 26 февраля 2015 в 19:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга».» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Владимирова (УИ 306575) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД