Папки-передвижки

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Галина Хабарова
Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков - речевое общение. В этом возрасте наблюдается потребность в общении.

Публикация «Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух- восприятие соотношения звуков по высоте. Для того, чтобы развить эту способность, нужно использовать привлекающие ребенка задания. Дети в играх легко обучаются воспринимать различие звуков по высоте; если звук более высокий - это значит голос маленького животного, а более низкий - голос большого.

Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые становятся для них своеобразным фактором общественной жизни. В игре дети по - своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют игровой замысел. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияют подражание окружающим.

3-4-летний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему. Он охотно и энергично повторяет за другим и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов (например, если мы покажем ребенку, как ходит петух, а споем песенку гуся, то ребенок нам поверит и повторит за нами.)

Память дошкольника, как и внимание, в основном непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой цели что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо то его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше запоминают в игре.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить детей в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.

Я хочу предложить вам игры и упражнения, которые можно использовать в своей работе по развитию речи. Они просты, не требуют сложных пособий и материалов для их проведения.

Игры для формирования звуковой культуры речи.

Умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это работа над четким произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой голоса.

Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения. Но при этом совершенствуется способность различать звуки, речевое дыхание, темп речи, сила и высота голоса, дикция. Для того чтобы речь детей была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, для правильного произношения гласных звуков, Плотно смыкать губы - это способствует четкому произношению звуков-м, п, б и др.

Для формирования звукопроизношения можно использовать следующие игры и приемы :

1. Хоровое и индивидуальное повторение, (сигнал паровоза-у-у-у, хором, Олин паровоз-у-у-у.) С разной силой голоса (паровоз большой - маленький)

2. «Ожившие игрушки» - вот идет петушок и кукарекает, завести игрушку ключиком.

4.«Песенки» - длинные 2-Зсек, комарик пищит «з-з-з-з», жук жужжит «ж-ж-ж» и др.

5. Звукоподражание (курочка ко-ко-ко, мышка пи-пи-пи, громко, тихо) в группе есть для самостоятельной игры «бабушкин дворик», где собраны домашние животные, дети с удовольствием играют там.

6. Чистоговорки: та-та-та мы лечим лапы у кота, су-су-су белку видели в лесу.

Игры, развивающие речевое дыхание.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («с» «з» «ш» «ж» «р») ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы у малыша слитно звучали гласные в звукоподражаниях («ау» «иа» «уа» и т. д., он должен произносить их на одном выдохе, плавно переходя от одного к другому. Это поможет сделать речь ребенка более ясной и выразительной, научит его плавно произносить звуки и слова.

Правила: ребенок должен стоять прямо, при выдохе не поднимать плечи, дуть на одном дыхании, не добирая воздух, не надувать щеки, а губы слегка выдвигать вперед. Дуть ребенок должен с паузами, чтобы не закружилась голова.

Я приведу вам некоторые упражнения и игры, которые я использую в своей работе:

1. Сдувание с ладошки осенью - осенние листья, весной -

весенние листочки, снежинки - зимой.

2.«Чей мячик улетит дальше»- мячики из салфеток разного цвета, дует по поверхности стола,

3.«Бабочка лети»,

4.«Воздушный шарик»,

5.«Птицеферма» - эта игра сложней, надо на одном выдохе произнести 3-4 слога. Крякает утка «кря-кря-кря», гусь гогочет, пищит цыпленок, кукарекает петух.

Эти игры помогут ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудные звуки, развить речевое дыхание.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат младшего дошкольника еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться. Часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

Поэтому для развития голоса можно использовать следующие задания, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

В предлагаемых мною играх, педагог произносит звукосочетания с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и предлагает ребенку воспроизвести их в том же темпе.

1.«Громко-тихо» - используются парные картинки (собака и щенок и т. д.) 2.«Идите с нами играть» - громко позвать: «Мишка, иди к нам!»

3.«Кто как кричит?» - (игрушки или картинки).

Эти игры полезны не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость

Игры для развития грамматического строя речи.

Слово - это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика - нормы изменения слов и соединение их в предложении. Это изменение

слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных предложений.

Для того чтобы ребенок успешно овладел морфологические свойства языка, необходимо воспитывать у него внимание к звуковому оформлению слова. Это условие следует учитывать при подборе обучающих игр.

Усвоению детьми разных типов окончаний имен существительных способствуют следующие упражнения игры :

1. договаривание с детьми слов

Жарким днем лесной порой звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал. кто? (волчонок)

За мамой лисицей крался.

За мамой ежихой катился.

За мамой медведицей шел.

За мамой бельчихой скакал.

За мамой зайчихой прыгал.

2.»Один-много» : кукла- куклы, помидор- помидоры и т. д.

3. «Пустите в теремок» : пришли зайчата - прискакал зайчонок.

4. «Добавь словечко» (ложка-ложечка)

5. «Кого, чего не стало?» (карандашей, машин.)

В речи ребенка встречаются почти все предлоги. Научить детей правильно употреблять предлоги - важнейшая педагогическая задача. С детьми можно проводить игры такого типа :

1.«Где мишка искал свой мячик»

2. «Зайка спрятался в лесу»

3.«Где спряталась матрешка».

Игры на классификацию.

Этот раздел предполагает последовательное формирование у детей умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Ребенок анализирует единичный предмет и выделяет в нем свойства, по которым он может быть отнесен в группу однородных с ним предметов. Следовательно, большое внимание мы должны уделять усвоению детьми обобщенных названий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, дикие животные, домашние животные, транспорт).

Вначале необходимо показать ребенку сам факт объединения однородных предметов в группы, сам процесс их группировки, связанный с употреблением обобщенного названия, дать детям образец действия по созданию группы.

Можно организовать игру: «Чудесный мешочек». Для этой игры каждый раз подбирала различное содержание однородных предметов. Использовала игровой сюжет, н-р, к нам пришла кошка в гости, а за ней и другие животные. Выясняется, какие животные пришли к детям, при этом ведется беседа о каждом животном. В заключении употребляем обобщающее слово - это домашние животные.

Аналогичная задача решается в играх :

«Что в коробочке?»

«Кто в домике живет?»

«Нам прислали подарки.»

Можно проводить игры с дидактической куклой - оборудование для ее комнаты – мебель; кормление куклы, где потребуется – посуда; оденем куклу на прогулку – одежда; кукла хочет поиграть с другими куклами – игрушки; приготовим обед - овощи.

При использовании двух групп различных картинок проводила игру - «Кто скорее соберет?» н-р овощи - фрукты, обувь - одежда, мебель - посуда, дикие животные- домашние.

В подвижной игре «Бегите ко мне» дети становятся в круг, им раздаются различные карточки. В ответ на слова «у кого овощи - бегите ко мне» - дети, у кого карточки с овощами подбегали ко мне.

Можно провести игры с картинками :

«Найди то, что я попрошу» - различные карточки разложены по всей группе, а ребенок должен собрать, н-р, только фрукты.

Разнообразные игры с картинками помогают детям упражняться в операции отнесения и усвоения обобщающих слов. Младшие дошкольники способны овладеть классификацией, причем не только практически, но и в форме речевого действия. Большинство детей к концу обучения могут выполнять классификацию правильно и достаточно самостоятельно.

Эти игры я проводила с детьми, они помогли мне в процессе обучения. А результаты диагностики показали хорошие знания детей.

Публикации по теме:

Развивающие игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста Это презентация программы "Развивающие игры с математическим содержанием для младших дошкольников Занятия состоят из шести частей. I. Подвижная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2015 в 19:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД