Папки-передвижки

Игры и задачи для развития логического мышления и аналитических способностей одаренных дошкольников

Елена Стройкова
Игры и задачи для развития логического мышления и аналитических способностей одаренных дошкольников

Дидактические игры на развитие логического мышления

«Подбери игрушку»

Программные задачи: Упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек.

Ход игры: Воспитатель по очереди вызывает детей и даёт им задание принести определённое число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принёс Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвёртом-5. Затем детям предлагается отсчитать определённое число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребёнок проверяет, верно ли выполнено задание.

Публикация «Игры и задачи для развития логического мышления и аналитических способностей одаренных дошкольников» размещена в разделах

«Подбери фигуру»

Программные задачи: Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Ход игры: Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он показывает таблицу, на которой нарисованы фигуры, но другого цвета и размера, говорит: «У меня большой жёлтый треугольник, а у вас?» Вызывает 2–3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Назови и сосчитай»

Программные задачи: Учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1–3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2–5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперёд, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Хватит ли?»

Программные задачи: Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что количество не зависит от размера.

Ход игры: Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство количества игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Программные задачи: Учить вести счёт предметов, образующих какую-либо фигуру.

Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета?» Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети ещё раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну. «Как доказать, что палочек поровну?». Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«Расскажи про свой узор»

Программные задачи: Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ход игры: У каждого ребёнка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию.

«Палочки в ряд»

Программные задачи: Закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд».

«Кто быстрее найдёт»

Программные задачи: Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами.

Ход игры: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры, стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдёт». Я буду говорить, какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задаёт вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?»

«Сложи дощечки»

Программные задачи: Упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек разной высоты. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребёнок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Угадай»

Программные задачи: Закрепить навыки счёта в пределах 10.

Ход игры: В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число … Какое число, задумал зайка?

«Незаконченные картинки»

Программные задачи: Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Ход игры: На каждого ребёнка нужен листок бумаги с незавершёнными изображениями (1–10 предметов). Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

«Чиним одеяло»

Программные задачи: Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Ход игры: Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитайте, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Живые числа»

Программные задачи: Упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10.

Ход игры: Дети получают карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!», они строятся в шеренгу, называя своё число.

«Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт»

Программные задачи: Учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Ход игры: Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперёд, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребёнку можно поручить назвать игрушку и описать её форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5–6 детей.

«Найди игрушку»

Программные задачи: Учить овладевать пространственными представлениями.

Ход игры: «Ночью, когда в группе никого не было, — говорит воспитатель, — к нам прилетел Карлсон и принёс в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д.»

«Найди парную картинку»

Программные задачи: Учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

Ход игры: Назначают ведущего. Он берёт одну из карточек на столе у педагога и, не показывая, описывает её устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребёнок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз. Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

Примерные варианты задач на развитие логического мышления

Задача 1.

Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Задача 2.

Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Задача 3.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача 4.

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача 5.

Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача 6.

У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача 7.

Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике.

В каких домиках жили звери?

Задача 8.

У Кати три коляски разного цвета: Красная, жёлтая и зелёная. Ещё у Кати три игрушки: кукла, мишка и зайка. В красной коляске она повезёт не куклу и не мишку. В жёлтой — не зайку и не куклу. Что повезёт Катя в каждой из колясок?

Задача 9.

Гусеница едет не в первом и не в последнем вагоне. Утёнок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут гусеница и утёнок?

Задача 10.

Бабочка сидит не на цветке и не на листке. Жук сидит не на грибке и не на цветке. Пчёлка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чём сидит?

Задача 11.

Котёнок, утёнок и цыпленок живут в трехэтажном доме. Котёнок живёт не на первом этаже и не на третьем. Утенок живёт не на втором этаже и не на первом. На каком этаже живёт каждый из них?

Задача 12.

Кате, Тане и Оле мама купила сумки. Кате купила не зелёную и не красную. Тане — не зелёную и не жёлтую. Оле — не жёлтую и не красную. Какую сумку купила мама каждой из девочек?

Задача 13.

В трёх коробках лежат разные овощи. Огурцы лежат не в синей и не в красной коробке. Помидоры не в синей и в жёлтой коробке. В какой коробке лежит чеснок? А помидоры и огурцы?

Задача 14.

Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задача 15.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача 16.

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача 17.

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача 18.

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача 19.

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Задача 20.

Оля по росту выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?

Задача 21.

Тремя линиями отделить деревья от зайцев.

Задача 22.

Как расставить семь стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены было их поровну?

Задача 23.

Не откладывай на завтра!

Нужен срочно твой ответ.

Исполина цифрозавра

Победил ты или нет?

Победит цифрозавра тот, кто сумеет в кружочках на зубцах его гребня расставить цифры от 1 до 8 так, чтобы ни одна сумма двух рядом стоящих цифр не равнялась какому-либо соседнему числу. Единица уже стоит на своем месте.

Задача 24.

Лестница состоит из 8 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?

Задача 25.

Сколько здесь прямых углов, треугольников и квадратов?

Задача 26.

Продолжи ряд:

21, 17, 13,.

1, 5, 9, 13

4,5,8,9,12,13,.

15,16,14,17,13,18,., .

Задача 27.

Шел пустой автобус. На первой остановке в него село 5 человек и поехали дальше. На второй вошло еще 3, а вышли 2 человека, на следующей вошел 1 человек, вышли 4. Автобус идет дальше. Вновь останавливается – 5 человек вошли, 2 вышли. Сколько было остановок?

Типы заданий логико-конструктивного характера

- Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

- Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

- Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

- Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

- Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

- Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

- Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

- Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

- Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).

- Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

- Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Процедурные логические задачи.

Задача 1.

Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?

Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.

Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2.

У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?

Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.

Задача 3.

Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?

Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4.

Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре, и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?

Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и задачи для развития логического мышления и аналитических способностей одаренных дошкольников
Опубликовано: 6 июня 2022 в 10:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД