Пирогова Олеся
Игры для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Название игры Цель Описание игры
игра «Найди, где спрятана игрушка». Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, развивать фонематическое восприятие Педагог выбирает водящего. Предлагает ему закрыть глаза, прячет игрушку и говорит, чтобы водящий нашёл её, ориентируюсь на силу удара в барабан.
Публикация «Игры для развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Если барабан звучит громко, значит ребенок подошел близко к тому месту где спрятана игрушка, если барабан звучит тихо значит игрушка - далеко
игра «Где звенит колокольчик». Развивать фонематическое восприятие. Дети встают в круг спиной друг к другу и передают колокольчик, незаметно для водящего. Водящий отгадывает, за чьей спиной звенит колокольчик
упражнение «Отгадай, кто играл». Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, развивать фонематическое восприятие. На столе 2 игрушечных медведя: большой средний и маленькие. Педагог показывает, что большой мишка, у которого много сил стучит в барабан громко, а маленький - тихо. Затем за ширмой педагог прячет игрушки и бьёт в барабан, то громко, то тихо. Дети отгадывают, кто из медведей только что играл.
игра «Что услышал, назови». Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. На столе расставить несколько предметов, манипулируя с которыми воспроизводится звук (стук ручки о стакан, шум коробочки со скрепками, гремит кастрюли с крышкой). Педагог просит детей внимательно послушать и запоминать, звук какого предмета они слышат. Потом спрятать предметы за ширмой, а дети должны отгадать, что звенит или гремит.
упражнение «Котёнок» Учить различать высоту, силу, и тембр голоса. Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко - громко мяукает, а когда находится далеко - тихо мяукает. А затем произносит «Mяу!», меняя силу голоса. Дети отгадывают, близко или далеко мяукает котёнок. Затем дети начинают мяукать по сигналу педагога «близко» или «далеко».
игра «Найди ошибку». Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый показывает картинку и громко, четко называется изображение: «Вагон», затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно. Вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь поднимите кружок красного цвета. Педагог произносит любое слово, то правильно, то неправильно. Начинаем работу со слов простых по звуковому составу и постепенно переходим к сложному.
игра «Похожие слова». Учить различать слова, близкие по звуковому составу. Педагог выставляет на доске друг за другом картинки: сук, ветка, каток, горка ит. д. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребёнок ставит эту картинку под той, название которой звучит похоже. На доске получается такие ряды картинок: ком дом сом лом
игра «Повтори цепочку слогов» Учить дифференцировать слоги. Взрослый произносит несколько слогов, например: на-на-на –па. Дети определяют, что здесь лишнее. (ПА). Затем слоговые ряды усложняются, например: на-но-на, ка-ка-га-ка
игра «Слушай и повторяй слоги». Учить дифференцировать слоги. Педагог говорит водящему на ухо какой-то слог, например Па. Ребёнок в слух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог или оппозиционный. Ребёнок говорит ПА, педагог говорит ПА. Ребёнок говорит ПА, говорит педагог БА. Ребёнок говорит КА, педагог говорит ГА. Если ребёнок услышит одинаковые слоги, то надо поднять зелёный кружок, А если разные, красный кружок.
игра «Подними кружок соответствующе го цвета». Учить различать фонемы родного языка. Педагог показывает детям картинки с изображением жука и змеи и объясняет, что змея шипит Ш, а жук жужжит Ж. Детям раздают кружки и объясняют, что красный кружок соответствует звуку Ш, а жёлтый Ж. Педагог называют согласные звуки, а дети определяют тот или иной звук
игра «Разложи картинки». Формировать навыки элементарного звукового анализа Дети раскладывают картинки на доске, так, чтобы в одной стороне оказались предметы названия которых оканчиваются на звук Т, а другой на звук К.