Татьяна Стрелкова
Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольника.
Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Одной из ведущих компетентностей личности является коммуникативная компетентность (компетентность в общении, которая включает в себя:
Публикация «Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми;
распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными
способами.
Как в игровых ситуациях развивать коммуникативную компетентность
дошкольника?
1. Игровые упражнения на развитие умения активно слушать.
Нам с ребятами очень нравится игра «Что в сундучке?».
Для нее нам нужен сундучок и различные предметы, которые мы кладем в
сундучок.
Описание игры :
Я ставлю на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо
предмет.
С помощью считалки выбираю водящего. Он заглядывает в сундучок.
Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении
предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы
словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится
водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Важно то, что в эту игру можно играть в любом месте и в любое свободное
время. Да и оснащение игры не требует больших материальных вложений.
Данные типы игр направлены на:
развитие вербальной и невербальной коммуникации;
обучение умению задавать открытые и закрытые вопросы;
обучение умению перефразировать сказанное, уловив его главный
смысл;
обучение умению понимать смысл сообщения, выделять основную
идею высказывания, подводить итог мысли собеседника;
развитие слухового восприятия информации;
обучение умению определять эмоциональные состояния собеседника и
отражать их с помощью выразительных движений и речи.
2. Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст
для другого» (говорить самому).
Игра «Волшебные очки»
Описание упражнения:
Ребята садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает детям «волшебные очки» .
- Сейчас мы с вами наденем волшебные очки, через которые можно
разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.
Воспитатель первым «надевает очки» и дает образец описания детей.
По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они
испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.
Играя в такие игры с дошкольниками мы решаем следующие задачи:
учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности,
учитывая личностные особенности слушателя;
научить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии
друг с другом, а также с другими людьми
Для детей моей группы эта игра не далась легко. Первое время было немного
сложно. Но потом ребята раскрепостились, перестали стесняться друг друга,
и игра нам полюбилась. Берем ее в свою копилку.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть
коммуникативными навыками :
сотрудничать;
слушать и слышать;
воспринимать и понимать информацию;
говорить самому.
Однако дети 6-7 летнего возраста не всегда адекватно могут выразить свои
мысли, чувства и ощущения, что часто является препятствием для
установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со
взрослыми. При этом, именно дошкольный и младший школьный
возраст, благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в
этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них
появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению
коммуникативных задач.