Валентина Захарова
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе игр дети осваивают и способы словообразования. Предлагая детям игры, мы намеренно создавали ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.
«Чего не стало?»
Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование: кукла Петрушка, картинки с изображениями фруктов и овощей.
Публикация «Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ход игры:
К детям в гости приходит петрушка. Здоровается, предлагает рассмотреть картинки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает картинки, дети называют то, что нарисовано. Названные картинки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.
Петрушка предлагает поиграть в игру. На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева, бананы, апельсины, лимоны (справа).
- Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза. (Убирает бананы, на их место ставит картинку огурцы). Теперь откройте. Чего нес тало? (Бананов). Что появилось? (Огурцы). Снова закройте глаза. Чего не стало? (Яблок).
Если дети ошибаются, взрослый спрашивает, как сказать правильно. Аналогичным образом обыгрываются остальные картинки.
«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.
Оборудование: картинки с изображениями зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки и др.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям:
- Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Тля и Миша. Толя аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчик. Какая зимняя одежда лежит у Толи в шкафчике?
Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на стенде соответствующие картинки. Если дети что-то не назовут, показываем картинку-подсказку.
- Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, валенки… (по мере называния убираем со стенда картинки). А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Миша нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?
Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на стенде соответствующие картинки. Если ребенок ошибается, поправляет его.
«Петрушкины команды»
Цель: образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры:
Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Предлагает поиграть и говорит, что будет отдавать команды.
Петрушка командует: «Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на одной ноге».
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда будете просить, не забывайте волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь попросить Петрушку? Попроси. А ты, Саша? А ты, Оля?
- Какие интересные слова я услышал, - говорит Петрушка, - когда говорит одни человек, то произносит я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят мы хотим, они хотят.
«Зайка сделай!»
Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, нарисуй, поезжай).
Оборудование: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краски, вода.
Ход игры:
К детям приезжает заяц на машине. Он что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Воспитатель предлагает детям поиграть с зайцем. Они будут отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформировано правильно.
Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда он исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.
После игры заяц прощается с детьми и уезжает.
«Зайкина гимнастика»
Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).
Оборудование: плюшевый заяц.
Ход игры:
В гости к детям приходит заяц. Сегодня он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибешься, заяц не выполнит команду.
После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.
«Подбираем рифмы»
Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).
Оборудование: предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.
Ход игры:
Воспитатель (читает английскую народную песенку).
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Понравилась вам эта английская народная песенка, которую перевел на русский язык С. Маршак? А теперь скажите, носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки надевают рукавички?
Я вам предлагаю: попытаемся вместе сочинить такую же веселую шутку о птицах и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. В качестве подсказки буду показывать картинки
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (чулок)
И щенков
Без… (носок,
И синичек
Без … (тапочек) и … (рукавичек)
Без ботинок и чулок
Повстречали мы … (сорок,
Без носок - … (щенков,
Без тапочек и рукавичек - … (синичек).
Молодцы! Веселое стихотворение у нас получилось.
«Узнай по звуку»
Цель: подвести детей к понятию о несклоняемости существительного пианино.
Материал: игрушки – пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.
Организация занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по звуку». Закрыв глаза, играющие должны отгадать, на чем играет взрослый – на барабане, бубне, пианино. Произнося это слово, воспитатель, фиксирует внимание детей на то, что слово это не изменяется. Всегда говорят: «Играю на пианино».