Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)

Лейла Богдашкина
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)

Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР. Все задания способствуют развитию слухового или зрительного внимания, памяти, мышления, активизации словаря по разным лексическим темам.

«Загадки»

Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов, учить составлять загадки о предметах, опираясь на эти признаки.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: Возьми картинку, внимательно рассмотри, что на ней нарисовано и загадай нам загадку об этом предмете, какой он.

Образец: Большой, бурый, косолапый, (медведь)

Круглый, красный, сочный, сладкий, (помидор)

«Ты предмет нам покажи и о нем нас расспроси»

Цель: закрепить умение детей самостоятельно задавать вопросы какой? какая?. ; упражнять в ответах на вопросы с опорой на предмет.

Оборудование: различные предметы.

Инструкция: покажи детям предмет и спроси, какой он по форме, цвету и т. д.

«Подбери картинку к слову»

Цель: учить детей различать единственное и множественное число прилагательных, прилагательные в форме мужского, женского и среднего рода; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: картинки с изображением разных предметов мужского, женского и среднего рода, множественного числа, одного цвета (например, красная звезда, красный мак, красное яблоко, красные сапоги).

Содержание: логопед называет прилагательное, ребенок поднимает соответствующую картинку.

«Закончи предложение»

Цель: формировать навык образования имен прилагательных и употребления их в предложениях; учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже.

Оборудование: предметы и предметные картинки.

Содержание: логопед показывает предмет и начинает предложение:

Этот мяч. круглый (заканчивает ребенок).

«На картинку посмотри и что нарисовано - скажи»

Цель: закрепить умение образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе и падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция: внимательно рассмотри, что нарисовано на картинке, назови этот предмет и скажи, какой он.

Образец: У меня маленький красный шарик.

«Выполни инструкцию и скажи, что делаешь»

Цель: учить детей запоминать порядок выполнения действий, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже; развивать внимание и память.

Образец: Я беру зелёный мяч.

«Кто больше увидит?»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные мужского, женского и среднего рода, обозначающие цвет и форму предмета; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, винительном падеже.

Оборудование: предметы или картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигурки, полоски разных цветов.

Инструкция: Внимательно посмотрите и назовите, что вы видите и какие это предметы.

Образец: Я вижу круглый мяч. и т. д.

«Подбери по цвету, по форме»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, обозначающие цвет и форму предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном и винительном падежах.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов разной формы и цвета; геометрические фигуры полоски разного цвета.

Образец: У меня красная звезда. Я держу красную звезду.

«Правильно раскрась»

Цель: закрепить в речи правильное употребление прилагательных; согласование их с существительными в именительном, винительном и творительном падежах.

Оборудование: Контуры предметов, цветные карандаши.

Содержание: Надо раскрасить предметы и ответить на вопросы.

«Где игрушка?»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, предложном падеже; учить правильно употреблять предлоги «на», «под», «около», «в».

Оборудование: игрушки, картинки с изображением этих игрушек в разных местах.

Образец: Большая кукла сидит на деревянном стуле.

«Угощение»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном, дательном падежах.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц, картинки с изображением различных продуктов питания овощей, ягод и др.

Игра может быть использована при изучении следующих тем: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Образец: Я даю зернышки маленькому серому голодному воробью.

«Угостим куклу чаем»

Цель: учить детей образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, винительном и творительном падежах.

Оборудование: кукла, стол, стул, чайная посуда, продукты (чай, сахар, варенье, конфеты и печенье).

Вопросы: Что дадим кукле? Чем угостим куклу?

«Большой - маленький»

Цель: ввести в активную речь детей прилагательные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: пары картинок с изображением больших и маленьких предметов, символы больших и маленьких предметов.

Содержание: логопед показывает символ, ребенок поднимает соответствующую картинку и показывает, что нарисовано и какой это предмет.

Образец: У меня красный шар. У меня красненький шарик.

«Что чем делаем?»

Цель: учить детей согласовать прилагательные с существительными в творительном падеже, ввести в активную речь существительные в родительном падеже с предлогом «из».

Оборудование: предметные картинки.

Содержание: логопед задает вопрос (Чем едим щи? Какой ложкой едим суп? и т. д., ребенок поднимает картинку.

Образец: Я ем щи деревянной ложкой.

«Чего нет?»

Цель: учить детей различать понятие «часть - целое», образовывать качественные и относительные прилагательные, согласовать их с существительными в родительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых отсутствует какая-либо часть.

Инструкция: посмотри, чего нет у предмета, и назови.

Образец: У машины нет резинового колеса.

«Подбери ткань»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе, именительном падеже; закрепить умение образовывать в форме родительного падежа единственного числа с предлогом «из».

Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением какой-либо одежды.

Содержание: у каждого ребенка картинка с изображением какой-либо одежды и образцы различной ткани. Надо выбрать материал, из которого можно сшить данную одежду.

Образец: Платье сшито из шелка. Это шелковое платье.

«Подбери фасон»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, учить согласовывать их с существительными в роде.

Оборудование: образцы тканей, картинки с изображением разной одежды (зимней, летней, повседневной, нарядной, и др.)

Инструкция: внимательно посмотри, какую ткань я покажу и выбери картинку с такой одеждой, которую можно сшить из данной ткани.

Образец: У меня халат. Халат носят дома. Это домашняя одежда. Халат сшит из ситца. Это ситцевый халат.

«Назови одним словом»

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные, ввести в активную речь существительные, обозначающие обувь, одежду, посуду, игрушки.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, посуды и игрушек.

Содержание:

Логопед: Свитер из шерсти, какой он?

Ребенок: Шерстяной свитер.

«Выжмем сок»

Цель: ввести в активную речь детей существительные, обозначающие овощи, фрукты, ягоды; учить детей образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: натуральные овощи и фрукты или картинки с их изображением.

Содержание:

Логопед: Мы с вами кушали много разных овощей, фруктов, а теперь давайте заготовим на зиму разные соки из них. Кто какой сок будет выжимать?

Ребенок: У меня слива. Я выжимаю сливовый сок.

«Сравним предметы»

Цель: сформировать у детей представление о том, что предметы отличаются друг от друга своими признаками.

Оборудование: пары картинок с изображением предметов, отличающихся каким-либо признаком.

Инструкция: Внимательно рассмотри предметы, нарисованные на твоих картинках и постарайся понять, чем они отличаются и скажи об этом.

Образец: Эта лента широкая. Эта лента узкая.

«Расскажи, какой предмет»

Цель: закрепить умение детей выделять признаки предметов и называть эти признаки.

Оборудование: схема для описания овощей и фруктов, предметные картинки с изображением овощей и фруктов (или натуральные предметы).

Инструкция: Ответь на вопросы о предмете: какой он? какая она? и т. д.

«Переезд»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, образовывать имена существительных в форме винительного падежа с предлогом «в «и без предлога и в форме родительного падежа с предлогом «из».

Оборудование: картонная коробка, посуда, изготовленная из различных материалов.

Содержание: Дети «упаковывают «посуду в коробку для переезда. Затем «распаковывают «коробку с посудой.

Образец: Это стакан. Стакан сделан из стекла. Это стеклянный стакан. Я кладу стеклянный стакан в картонную коробку.

«Покупка посуды»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные, согласовать их с существительными в роде, числе.

Оборудование: вывеска «магазина», различная посуда.

Образец:

Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, стакан.

Логопед: Какой стакан? Из стекла или из пластмассы?

Ребенок: Дайте мне, пожалуйста, пластмассовый стакан.

Аналогично можно поиграть в покупку одежды, обуви и игрушек.

«Правильно ли сказал Незнайка?»

Цель: закрепить умение детей образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: Незнайка, натуральные овощи, фрукты, одежда, игрушки или картинки с их изображением.

Инструкция: Внимательно послушайте, что сказал Незнайка. Правильно ли он сказал? Исправьте его.

Образец: Незнайка: У меня груша. Я выжимаю морковный сок из груши. У меня мяч из резины. Это деревянный мяч. и т. д.

«Угадай, чей хвост»

Цель: развить зрительное внимание детей, научить образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: фланелеграф, туловища диких животных, хвосты.

Инструкция: Помогите животным найти свои хвосты и назовите, чьи это хвосты.

Образец: Это заячий хвост.

«Угадай, чей след»

Цель: развить зрительное внимание, умение соотносить изображение с предметом, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Картинка с изображением следов птиц и зверей, предметные картинки с изображением этих звере и птиц.

Инструкция: Посмотрите внимательно на лапы зверей и птиц и на следы, оставленные этими зверями и птицами на снегу, и определите, где чей след.

Образец: Это заячий след, это заячьи следы.

«Угадай, чей домик»

Цель: ввести в активную речь названия жилищ диких животных, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Карточки с изображением жилищ диких животных, картинки с изображением диких животных.

Инструкция: Помогите диким животным найти свои домики.

Образец: Это заячья нора, это заячьи норы.

«Чьи это вещи?»

Цель: ввести в активную речь названия предметов, одежды и обуви учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: Картинки с изображением людей и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.

Содержание: у детей предметные картинки. На наборном полотне карточки с изображением людей.

Образец:

-Что нарисовано у тебя на картинке?

-У меня на картинке нарисован платок.

-Чей это платок?

-Это мамин платок.

«Помоги детям одеться»

Цель: закрепить в речи детей активный словарь по теме «Одежда, обувь», учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: две картинки, изображающие мальчика и девочку и предметные картинки с изображением одежды, обуви и др.

Содержание: на наборном полотне картинки с изображением мальчика и девочки, у детей - предметные картинки с изображением одежды, обуви. Надо помочь мальчику и девочке «одеться». Дать имена детям

Образец:

-Что нарисовано у тебя на картинке?

-У меня на картинке юбка.

-Кто носит юбку?

-Юбку носит Юля.

-Кому ты отдашь юбку?

-Я отдам юбку Юле.

-Значит, чья это юбка?

-Это Юлина юбка.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий «Насекомые» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Новый год» Тема: «Новогодний праздник». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, учить образовывать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Домашние животные» для детей старшей группы с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г. Брянск Конспект открытого.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья» Цель: закрепление представлений о зимующих птицах. Задачи: Обучающие: - Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных .

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лексика
  • День рождения
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры)
Опубликовано: 7 июня 2016 в 15:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки