АННА КУРАГИНА
Игры по психокоррекции недостатков личностного развития гиперактивных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по психокоррекции недостатков личностного развития гиперактивных дошкольников.
В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.
Нарушение внимания:
- с трудом удерживает внимание;
- часто допускает ошибки из-за небрежности;
- ребенок не слышит обращенную к нему речь;
Публикация «Игры по психокоррекции недостатков личностного развития гиперактивных дошкольников» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игры для детей
- Психологические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца;
- сложно самому организовать себя на выполнение задания;
- избегает, не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения;
- часто теряет свои вещи;
- легко отвлекается на посторонние стимулы;
- часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность :
- частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п. ;
- встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте;
- проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.
- не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге;
- находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»;
- часто бывает болтливым.
• Импульсивность:
- часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца;
- обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях;
- часто не может дождаться, пока его спросит педагог и выкрикивает с места;
- часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в саду, и дома, то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка гиперактивности.
Коррекция недостатков включает в себя :
психотерапию;
педагогическую психокоррекцию;
нейропсихологическую коррекцию.
Психотерапевтическая коррекция : ее может применять только психолог.
Аутогенная тренировка – упражнения, с помощью которых человек расслабляется;
Гипноз, самогипноз;
Медитация – сознательная фиксация внимания на моменте времени;
Визуализация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной.
Педагоги могут применять педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ключевой момент программы психокоррекции – изменение окружения ребенка в саду и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей и педагогов. Также программу нейропсихологической коррекции может составить психолог, заниматься по которой с ребенком могут и родители и педагоги. В программе могут быть психокоррекционные игры ИГРЫ.
Применение специально организованных игр с гиперактивными детьми дошкольного возраста, показывает свою эффективность.
Во-первых, тренируется внимание детей, и это непременно отражается на их успехах.
Во-вторых, снижается двигательная расторможенность и импульсивность детей, что не может не радовать педагогов.
В-третьих, дети сами видят прогресс и улучшения в своем состоянии и получают огромное удовольствие от подобной игровой деятельности.
ПРОГНОЗ относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Положительное развитие детей с синдромом гиперактивности может быть достигнуто только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, сада и общества.
Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми
1. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. Расписание занятий должно быть постоянным. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью.
4. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло.
5. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию воспитанников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности.
6. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка.
7. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
Психокоррекционные игры с гиперактивными детьми
Тишина
Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.
Условия игры. Детям дается инструкция: «Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех)».
Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне группы, на улице.
Золушка
Цель: развитие распределения внимания.
Условия игры. В игре участвуют 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
Фасоль или горох?
Цель: развитие тактильного внимания, распределения внимания.
Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.
Сиамские близнецы
Цель: контроль импульсивности, гибкость общения друг с другом, способствовать возникновению доверия между детьми.
Условия игры. Детям дается инструкция: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д.»
Примечание. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинами, головами и т. д.
Мишки и шишки
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности.
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы — мячики, кубики и т. п.
Аисты — лягушки
Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз, так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.
Поиграем с предметами?
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.
Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.
Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, увеличивая их количество. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.