МААМ-картинки

Игры по развитию речи дошкольников

Аджиева Светлана Леонидовна
Игры по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по развитию речи дошкольников

Игра «Сделаем книжку»

Цель: развитие связной речи; развитие логического мышления.

Ход работы: Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке, элементы изображения на подносах и просит внимательно послушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений:

Публикация «Игры по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

После этого педагог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Педагог спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Помогает правильно расположить. Затем следующая фраза и т. д. После этого все вместе составляют рассказ, 1-2 ребенка полностью (по желанию). Затем все приклеивают.

Игра «Перепутались слова»

Цель: развитие логического мышления.

Ход работы:

Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.

1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

Игра «Узнай предмет»

Цель: узнавание предметов по заданным признакам.

Ход работы:

- Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый (овальный, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

- Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

- Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Предлагается одному ребенку загадать что-то, и описать его детям, что они отгадали, так поочереди (водящему – помогает педагог).

Игра «Пословицы»

Цель: развитие образного и логического мышления.

Ход работы: Педагог предлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди.

1) Дело мастера боится.

2) Всякий мастер на свой лад.

3) На все руки мастер.

4) Без труда и в саду нет плода.

5) Картошка поспела – берись за дело.

6) Каков уход таков и плод.

7) Больше дела меньше слов.

8) Всякий человек у дела познается.

9) Глаза боятся руки делают.

10) Без труда нет добра.

11) Терпение и труд все перетрут.

12) Хлеб питает тело, а книга питает разум.

13) Где ученье – там уменье.

14) Ученье – свет, а не ученье – тьма.

15) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Игра 6. «Что в коробке?»

Цель: развитие логического мышления и речи.

Ход работы: Из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья.

У педагога большую коробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов (или сами предметы). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Игра 8. «Мяч-слово»

Цель: развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать по заданному признаку.

Ход работы: Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга, он предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочередно называют «платье», «пальто», «шторы», возвращая мяч в броске.

Игра 8 «Перелетные птицы»

Цель: - расширение словаря по теме, совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы, развитие памяти, внимания.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».

3. Введение в тему. Прилетает кукушка с конвертом в клюве, в конверте загадки.

Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).

На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его. (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).

Хочет - прямо полетит, хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? - Птицы. - Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? - Они улетали в теплые края. - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? - Перелетные птицы».

4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый - лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.

5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце - у кого больше) - Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать.».

6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? - Я грач. Я скворец.».

7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске - картинки птиц (3-4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3-4 раза).

Игра «Составление рассказа по картинкам»

Цель: развитие словесно – логического мышления.

Ход занятия: Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Игра Узнавание предметов по заданным признакам.

Цель: развитие логического мышления, пополнение словарного запаса

Ход занятия: Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда».

Игра «Сравнение предметов».

Цель: развитие логического мышления, развитие речи.

Ход занятия:

Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша;

число, весло, кресло;

Назовите общие признаки:

яблока и арбуза;

кошки и собаки;

стола и стула;

Чем отличается:

ручка от карандаша;

осень от весны;

дерево от кустарника;

Игра «Нелепицы».

Цель: развитие словесно логического мышления, развитие внимания

Ход занятия:

Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

по рисунку

по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Игра «Отвечай быстро».

Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Ход занятия: Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

- Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

- Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

- Кого больше зверей или насекомых?

- На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

- Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

Игра «Сравнение предметов»

Цель: развитие словесно – логического мышления.

Ход занятия: Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1. муха и бабочка

2. дом и избушка

3. стол и стулья

4. книга и тетрадь

5. вода и молоко

6. топор и молоток

7. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Игра «Оканчивание слов»

Цель: развитие скорости мышления.

Ход занятия: Предложите детям поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а они – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Если дети легко и быстро справляется с заданием, предложите им придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько они смогут.

«Найди лишнее слово».

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход занятия: Читаете детям серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

Игра «Найди лишнюю картинку».

Цель: выделения существенных признаков, развитие логического мышления.

Ход занятия: Подбираем серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Предлагаем детям лишнюю убрать. Спрашиваем: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Игра «Назови как можно больше».

Цель: развитие гибкости ума.

Ход занятия: Предлагаем детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)

Игра «Как это можно использовать?»

Цель: развитие воображения.

Ход занятия: Предлагаем детям найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Игра «Говори правильно»

Цель: расширение словарного запаса.

Ход занятия: Учим с детьми стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - (НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - (БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты - (ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие логического мышления, расширение словарного запаса.

Ход занятия: «Я буду говорить слово, вы тоже говорите, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

· Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Устой – полный

· Худой – толстый

· Умный – глупый

· Тяжелый – легкий

· Твердый – мягкий

· Шершавый – гладкий

Игра «Определи понятия»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход занятия: Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Игра «Вопросы»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход занятия:

Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Может ли кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь

и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой.

Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!

- («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее падёт на землю?

Игра «Закончи предложение»

Цель: развитие логического мышления, расширение словарного запаса.

Ход занятия: Надо закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повтори получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ-езде была (старая, грязная, узкая) .

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось

(зеркало, багажник, руль)

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую

(металлическую, деревянную, пластмассовую)ручку сковородки.

Игра «Третий лишний»

Цель: развитие словесно - логического мышления.

Ход занятия: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного

признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыплёнок, лимон, василёк

Огурец, морковь, трава

Халат врача, помидор, снег

Форма: телевизор, книга, колесо

Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон

Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка

Торт, селёдка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга

Мясорубка, перышко, гантеля

Игра «Почему это случилось».

Цель: развитие логического мышления и воображения.

Ход занятия: закончить предложение, обьяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что.

• Мама отругала сына, потому что.

• Мальчик решил переодеться, потому что.

• Девочка поднялась с сиденья автобуса.

• Мальчик быстро бежал к школе.

• У Саши заболели глаза.

• Учительница весело рассмеялась.

• Бабушка выключила телевизор

• Собака грозно зарычала

• Мама заплакала

• Гости громко рассмеялись

• Собака весело завиляла хвостом

• Кот выгнул спину и зашипел

Игра «Чтобы».

Цель: развитие словесно - логического мышления и воображения.

Ход занятия: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.

• Дети сели в лодку.

• Мама надела нарядное платье.

• Петя закрыл лицо руками.

• Катя подняла с земли птенчика.

• Дедушка поставил в огороде пугало.

• Рабочие привезли кирпич.

• Папа купил цветы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи у дошкольниковДидактические игры для формирования грамматического строя речи у дошкольников Игра «Мебель» Цель: согласование числительных два и пять с существительными. Игровой материал: предметные картинки мебели, два игровых поля.

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Дидактические игры формированию образной речи у старших дошкольников Вот некоторые из игр, которые использую на занятиях. Предлагаю вам поиграть. Игра «Фразеологический зверинец» учит подбирать подходящие.

Дидактические игры по развитию речи в рамках тематических недель. Тема недели «Игрушки», «Детский сад и семья» Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки».

Дидактические игры по развитию речи старших дошкольников Решающее значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков,.

Дидактические игры по развитию речи «Транспорт»Дидактические игры по развитию речи «Транспорт» Игра «Транспорт» Цель: Систематизировать представления детей о разных видах транспорта; Развивать умение отгадывать загадки; Подбирать.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузина, А. Н. Соболева, О. И. Капица, Г. С. Виноградова.

План по самообразованию «Роль игры в развитии речи дошкольников» План работы по самообразованию Воспитатель Сандыбаева Наталья Михайловна младшей группы Тема: «Роль игры в развитии речи дошкольников».

Рекомендации родителям «Игры по развитию речи детей» Я предлагаю игры на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой.

Автор публикации:
Игры по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2017 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Аджиева Светлана Леонидовна (УИ 955482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД