Елена Сторожинская
Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация "Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
Слайд 2
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.
Публикация «Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ребусы, шифровки
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 3
Развитие интеллектуальных способностей детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
При помощи различных игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Слайд 4
1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
Игры «шнурковые», целью которых является:
— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.
Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.
Слайд 5
2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
Слайд 6
Игра "Танграм" способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, развивает наглядно-образное мышление, воображение, внимание, понимание цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Самое первое упражнение с такой игрой-составление фигуры из 2-3 элементов, например, сложить квадрат из треугольников. Самый сложный этап- это воссоздание фигур по образцам-контурам.
Слайд 7
Благодаря мозаике из треугольников, дети развивают фантазию, воображение, геометрическое мышление. В игру можно играть двумя способами. Первый-это когда даются образцы, по которым они из треугольников складываются эти объекты. Во втором дети сами придумывают, что именно они будут складывать из разноцветных треугольников.
Слайд 8
Игры Воскобовича развивают
- логическое мышление
- образное восприятие
- мелкую моторику
- внимание
- стремление выполнить поставленную задачу и получить результат
- память
Игра "геоконт" представляет собой фанерную дощечку с закреплёнными на ней пластмассовыми гвоздиками. Вокруг этих гвоздиков ребёнок должен натягивать разноцветные резинки, создавая нужные формы.
Квадрат Воскобовича представляет собой 32 пластиков треугольника, наклеенных на гибкую поверхность в определённом порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объёмные фигуры разной сложности.
Слайд 9
Логические блоки Дьенеша придумал венгерский математик и психолог Золтон Дьенеш. Игры с блоками на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими знаниями по информатики. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- четырех форм (круги, треугольники, квадраты, треугольники);
- трёх цветов;
- двух размеров (большие и маленькие);
- двух видов толщины (толстые и тонкие)
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.
Слайд 10
Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.
Слайд 11
Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Слайд 12
Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать и запоминать 2—3 игровых хода и др.
Слайд 13
Ребусы- одна из древнейших головоломок, придуманных человечеством ещё в тот период, когда древние люди рисовали на стенах наскальные рисунки. Обычно ребус представляет собой картинку-шифр с добавлением букв, цифр и специальных значков. Если правильно прочитать это изображение, ответом на головоломку станет слово или верное цифровое равенство.