Папки-передвижки

Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста

Юлия Федорченко
Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст – это период, «который наиболее благоприятный для общего психического и физического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека» (Н. Н. Кожухова) [2, с. 27]. В детских подвижных играх мяч занимает первое место, так как стимулирует фантазию и двигательную активность. Мяч – это самая простая, но, в то же время, универсальная игрушка. Когда малыш играет с мячом, то у него задействованы и развиваются все группы мышц, общая и мелкая моторика. Совершенствуются речевые навыки, мышление, координация движений.

Публикация «Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста» размещена в разделах

Мяч содержит в себе гармонию формы, цвета, размера, динамичности и вариативности. Поэтому игры с мячом несут в себе положительный эмоциональный заряд и воздействие на ребенка. Дети раннего возраста очень подвижны, эмоциональны и любознательны. Все эти качества созвучны с природой игры с мячом.

У ребенка раннего возраста закладываются основные навыки двигательной активности, которая сохраняется на протяжении всей его жизни. Поэтому «игры с мячом целесообразно включать в систему общего развития двигательной активности» [1, с. 13]. Вариативность игр позволяет органично развивать все стороны личности малыша – двигательную, сенсорную, речевую, познавательную.

Надо помнить, что игры с мячом для детей раннего возраста бесполезны без участия взрослых. Для данного возраста характерна подражательность, пример взрослого. Самостоятельно малыш не освоит полноценной игры с мячом, повертит его и оставит. Необходимо показывать малышу простейшие действия с мячом, катания, перекатывания, элементарные навыки передачи из рук в руки. Каждое действие должно обязательно сопровождаться доступными комментариями взрослого (родителя, педагога, воспитателя). Особое внимание необходимо уделять работе с родителями, так как в последнее время отмечается спад интереса последних к играм с мячом. В силу тотальной занятости многие родители просто не могут уделять много внимания для совместных игр с ребенком, считаю, что достаточно дать ему в руки мяч со словами: «Пойди, покатай» или «Пойди, поиграй». Не понимая при этом, что ребенок раннего возраста просто не умеет и не знает, как играть с мячом! На самом деле вариаций игр с мячом очень много, можно выходить каждый день на улицу и не повторяться несколько дней.

При развитии мелкой моторики хорошо использовать маленький массажный мячик. Технология изготовления инвентаря исключает возможность отщипления маленьких частиц, которые бы ребенок мог проглотить или вдохнуть. Проговаривайте: «Смотри, я взяла в руки маленький мячик. Какой он красивый (красный, желтый и т. д., круглый». Помимо этого, мячик своими мягкими закругленными шипами массирует пальчики малыша, развивает тактильные ощущения и стимулирует точки на ладошках, улучшает кровообращение.

Мяч – это «эффективное средство для сплочения детского коллектива» (М. В. Антропова) [3, с. 27]. Называя имена детей, воспитатель поочередно катает мяч в разных направлениях. Малыш бежит за мячом, поднимает его и несет обратно. Педагог снова кидает мяч, но уже в сторону другого ребенка.

Также игры с мячом одновременно могут решать сразу несколько задач. Например, игра «Большой – маленький». Цель игры – формировать понятия о величине предмета.

Оборудование: большие и маленькие мячи и мячики.

Правило игры – соотносить предметы по размеру.

Действия: положить большие мячи в большую корзинку, а маленькие мячики – в маленькую. Игру можно варьировать – раскладывать мячи можно и по цвету – красные в одну корзину, синие – в другую.

Игры с мячом, в том виде, в каком мы их знаем, недосягаемы для детей раннего возраста. Поэтому необходимо показывать и отрабатывать каждое движение. Например, воспитатель сажает детей вкруг, дети перекатывают мяч друг другу. Педагог перед этим показывает, как надо держать мяч, как отталкивать, чтобы он докатился до соседа в нужном направлении.

Поймать мяч с лета для детей раннего возраста – сложная задача. Поэтому важно объяснить и показать ребенку, как правильно держать мяч, распределять нагрузку, ориентироваться в пространстве, чтобы задать мячу правильное направление, владеть замахом при метании.

Например, игра «Мяч в туннель». Цель – развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.

Педагог сдвигает 1-2 стульчика. Далее показывает, как прокатить мяч через «туннель» (под стульчиком, отталкивая его сразу двумя руками. Диаметр мячика не должен быть больше половины расстояния между ножками стульчика. Обращаем внимание, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что игры с мячом в раннем возрасте являются эффективной специальной гимнастикой, в которой совершенствуется умение держать, перехватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков.

Список литературы:

1. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. – 2014. № 3. С. 13-16.

2. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Самодурова: Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.

3. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. – М. : Педагогика, 2013. – 245 с.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом — эффективное средство развития ребенка раннего возраста
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 09:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД