Лилия Бадриева
Игры с песком как метод успешной адаптации детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ермоентова О. Н.
Педагог-психолог
МДОУ «ЦРР-Д/С № 67»
Игры с песком как метод успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Современная демографическая ситуация требует увеличения количества мест для детей раннего возраста в ДОУ, поэтому группы кратковременного пребывания позволяют отчасти решить данную проблему.
Публикация «Игры с песком как метод успешной адаптации детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Одна из главных причин подобной формы посещения детьми дошкольного учреждения позволяет сделать процесс адаптации малышей к детскому саду более безболезненным, комфортным, так как дети находятся в группе вместе с родителями. Поэтому группы кратковременного пребывания все больше входят в практику образовательного процесса муниципальных дошкольных учреждений.
Первые годы являются самыми значимыми в жизни ребенка. Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Малыша этого возраста отличает ярко выраженная познавательная активность, стремление исследовать все, что видит. Но отечественные психологи считают, что полноценное развитие ребенка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормальная наследственность, чтобы он воспитывался в культурной среде, необходимо, чтобы он сам совершал определенные формы активности, управление которыми осуществляет взрослый. От того, насколько они смогут создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
Правильно организованная предметно-развивающая среда поможет взрослому обеспечивать гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятие и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Задача воспитателя – поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию.
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с песком. Они не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, познания свойств и возможностей, побуждают творческую активность детей, обеспечивают эмоциональное благополучие, а главное вводят детей в сложный мир взаимоотношений со взрослым.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться, вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Поэтому в организации предметно-развивающей среды в группах раннего возраста и группах кратковременного пребывания детей центр «Песок-вода» занимает центральное место.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Игра в песок захватывает как детей, так и взрослых. Позволяя себе играть – в широком смысле этого слова – проще всего обрести доступ к своему творческому началу, дающему силы для изменения и роста. Играя с символами и образами в песочнице, вы даете голос своему внутреннему я, предлагающему вам решения и обнаруживающему ответы, которые могут быть скрыты от вашего обыденного мышления.
Малыши очень любят хватать, сыпать песок, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листочки, камушки, делать куличи. Эти задания ему предстоит не раз отрабатывать на занятиях с педагогом и мамой. А вот чувство доверия ребенка к взрослому, уверенность что его поймут, не заругают за «грязь в песочнице, в комнате» и вместе с ним порадуются – это является началом пути к уверенности в себе, получению удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками.
Количество игрушек постепенно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы, либо оставить местечко и для товарища. К тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на место. Так включаются механизмы и волевого усилия, и планирования деятельности. Этот момент особо важен для детей раннего возраста.
Важно помнить о главной цели в играх с песком – налаживании контакта. Успехом будет уже то, что ребенок позволил вам внедриться на его территорию на песке, подвигать его игрушку, закопать и откопать его руку.
Процесс игры с песком представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении детей, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительных эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
Таким образом, использование игр с песком как метода развития и воздействия на степень адаптации малышей к новым условиям ДОУ является весьма эффективным, многофункциональным и результативным. Это позволяет рекомендовать этот метод специалистам, педагогам-дошкольникам, родителям, и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник.
Список литературы
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции детей раннего
возраста /Дошкольная педагогика. 2007. №1.-С. 50-52.
2. ДавыдоваО. И. ,МайерА. А. Адаптационные группы в
ДОУ/Методическое пособие. -М. 2006.
3. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. /-М. 2005.
4. СмирноваЕ. О. ,Галигузова Л. Н. ,Мещерякова С. Ю. Первые
шаги. /Программа воспитания и развития детей раннего возраста. -
М. 2007.
5. Юнг. К. Г. Психология. -М. ,Просвещение,1995.