Получи документы

Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда

Татьяна Аникина
Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда

Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда.

Для развития ребёнка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, память, фантазию, логику, мышление. Важно помнить, что детская игра – не только забава, а важное и серьёзное дело. Ребёнок, не знающий, чем себя занять, становится вялым, неактивным, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучение в школе.

Публикация «Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда» размещена в разделах

Учителю - логопеду при работе с дошкольниками необходимо постоянно развиваться и использовать современные формы работы с детьми. В логопедической работе основным видом деятельности является игра. Игра выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, должна включать в себя цель, средства, процесс и результат. Цель и результат, как правило, это постоянные «величины», а вот средства и процесс приходится постоянно обновлять. Когда ты сообщаешь детям об игре, у них уже создаётся игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя на занятии, не делать его только развлекательным времяпровождение.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как их психоэмоциональное состояние зачастую очень нестабильно.

Я в своей работе активно использую игры с песком. По моему мнению, этот вид деятельности развивает не только ручную моторику ребенка, но и познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, формируют творческие способности, развивает коммуникативные навыки, а также регулирует эмоциональный настрой ребенка. Свою точку зрения подкрепляю мнением психологов. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством поглощать негативную энергию, вредную для психического здоровья организма. Взаимодействие с песком, способствует развитию мелкой моторики и ловкости рук, а, следовательно, развивает речь ребенка, улучшает звукопроизношение. Существенно сокращаются сроки по автоматизации звуков. При этом регулируется и нормализуется психоэмоциональное состояние детей.

В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус. Коррекционным педагогам приходится сталкиваться с наиболее сложными формами речевой патологии такими, как общее недоразвитие речи I - II уровня, зачастую осложненное дизартрией, заиканием.

Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность детей, игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки. Занятия в песке приводят в гармонию психоэмоциональное состояние детей, игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности ребенка. Ребенок чувствует себя успешным, даже самые застенчивые и неловкие дети раскрываются, играя с песком. Наши занятия превращаются в волшебную сказку, где есть полет фантазии и совсем не страшно ошибиться. Ведь можно все легко исправить, а световая основа планшета дает дополнительное ощущение волшебства. Приглушенный свет, легкая музыка способствует расслаблению детей, они меньше устают и с нетерпением ждут следующего занятия.

Занятия я провожу по подгруппам или индивидуально, частоту тоже выбираю по своему усмотрению. В основном 2 раза в неделю, и обязательно в пятницу. Дети с ОВЗ устают к концу недели, а поиграть в песочнице всегда рады. Можно и лексическую тему закрепить, можно и звуки автоматизировать. Очень хорошо использовать упражнения на развитие фонематического восприятия и коррекцию слоговой структуры слова.

Чисто технически организовать занятия с песком в логопедическом кабинете не составляет большого труда. Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, желательно окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что дополнительно способствует расслабление детей. Изготовить такой ящик можно самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине. Наш детский сад приобрел набор световых песочных планшетов, они небольшие, но очень удобные. Еще одна важная составляющая песочной терапии - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в специальном жаровом шкафу или опять же купить в специализированном магазине. Что мы и сделали.

Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:

- фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории);

- фигурки животных - домашних, диких, мифических;

- символические предметы вроде зеркал, колец, бусин;

- игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки;

- соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки;

- машинки, самолеты, поезда, лодки;

- растительность: деревья, веточки, цветы, кусты;

- разные вещи: пуговицы, перья, монетки;

- наборы карточек для развития графо-моторных навыков;

- наборы карточек для закрепления лексических тем.

Некоторые родители, после консультаций по песочной терапии, приобрели такие световые планшеты для домашнего использования. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит информацию о его внутреннем мире и состоянии в данный момент времени. Рассматривая картину ребенка, родители пытаются понять, что волнует автора в данный момент. Может быть, в чем-то помочь или просто побыть рядом и послушать своего ребенка.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они - как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью ребёнок выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучающие страхи. Малыши открыты, они не удерживают в своей душе массу проблем. Обычно маленьких детей может мучить лишь одна проблема, и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. И мы с вами, родители и педагоги должны помочь решить нашим детям эти проблемы. А иногда для этого нужно всего лишь поиграть с ребенком в песок…

Список литературы:

1. О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» Издательство сфера.

2. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игра с песком» Санкт – Петербург 2016.

3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики: игры и упражнения». – Москва, ТЦ Сфера, 2005.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 06:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД