МААМ-картинки

Игры с применением шариков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками

Ирина Петухова
Игры с применением шариков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками

Марблс, что это такое, и что с ними можно делать?

Это красивые стеклянные шарики. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

Публикация «Игры с применением шариков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками» размещена в разделах

Красота Марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Детские психологи отмечают интересный феномен. При наличии в числе игрушек больших мягких зверюшек, кукол Барби с немыслимым комплектом нарядов, интеллектуальных пазлов и конструкторов, дети продолжают с увлечением играть в Марблс, посвящая этому увлекательному занятию большую часть свободного времени.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камешков Марблс.

При использовании камешков Марблс мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.

Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.

Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборовкамешков, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

С камешками Марблс можно организовывать коллективные (подгрупповые) формы работы с детьми.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Применение камешков на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

1. развитию мелкой моторики, развитию правильного обхвата кисти, развитию сложных координированных движению рук;

2. развитию памяти, вниманию и логическому мышлению у детей;

3. развитию ориентировки на листе бумаги;

4. обогащению словарного запаса;

5. профилактике дисграфии;

6. развитию фантазии и творческого мышления у детей;

5. формированию и закреплению правильного образа буквы;

6. развитию связной речи;

7. развитию навыков звукового анализа и синтеза;

8. формирование грамматического строя речи;

9. автоматизации поставленных звуков у детей.

Камешки Марблс используются в играх разнообразной направленности:

– диагностика (свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

Камешки Марблс помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Обследование речи детей старшей и подготовительной групп показало, что нарушения звукопроизношения имеются у 100% детей, (искажение звука, отсутствие или замена звука). Самыми распространёнными являются нарушения сонорных звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространёнными оказались нарушения свистящих звуков.

При исследовании состояния фонематического слуха и восприятия возникли следующие трудности: дети с трудом опознавали фонемы фонетически и артикуляционно близких звуков. Выявлены затруднения в дифференциации свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков между собой.

С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа дети либо не справились, либо делали ошибки.

Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствовал возрастной норме.

Исследования эмоциональной сферы и неречевых психических функций показали, что у большинства детей эмоциональные реакции неадекватны и неустойчивы, дети делают ошибки при ориентации в пространстве, затрудняются сложить картинку из 6-8 разрезов и складывать фигуры из 6-7 палочек по памяти.

Таким образом, овладение образовательной программы у детей старшей и подготовительной групп оказывается значительно слабее, чем у их нормально говорящих сверстников.

Для решения этой проблемы мы обратили внимание на камешки Марблс, которые позволяют:

оптимизировать педагогический процесс;

расширяют образовательное пространство;

обогащают развивающую предметно – пространственную среду;

способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;

обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук;

дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Игры на развитие мелкой моторики

Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Примечание : для детей с низкой моторной ловкостью применяется шершавая поверхность для выкладывания и специально заготовленные камушки с липучкой на одной стороне.

Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель:

1. Развивать умение различать цвета

2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению

3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.

4. Развивать мелкую моторику руки.

5. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Игры на профилактику и коррекцию зрительно-пространственных нарушений

Упражнение «Графический диктант»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4, камушки «Марблс».

Задание: педагог дает устные задания типа:

положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Найди картинку»

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Задание: назови предметы, которые ты видишь на картинке. Какой предмет находится между раскрашенными игрушками? Положи синий шарик на игрушку, которая находится слева от черепахи. Положи красный шарик на предмет под барабанам. Расскажи, где расположены остальные игрушки, используя слова под, над, слева, справа, между. Укрась картинки шариками.

Игры на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза

«Волшебный мешочек»

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

«Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.

Задание

1. Произвести звукобуквенный анализ слова

2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

3. На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце)

4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Гласная или согласная?»

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

Оборудование: камушки «Марблс, карточки для звукового анализа.

Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек необходимого цвета (гласный — красный, согласный — синий).

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель:

1. Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.

2. Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать словарь.

Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый

Игра «Первый — последний»

Цель:

1. Развивать фонематический слух, дифференцировать гласные и согласные звуки, согласные по твердости- мягкости, звонкости- глухости.

2. Развивать навык звукового анализа слова.

3. Закрепить понятие «начало» и «конец» слова.

Игры, направленные на профилактику дисграфии, на знакомство детей с буквами

Игра «Зеркало»

Цель:

1. Закрепить правильный образ буквы.

2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники», «Разгляди буквы»

Цель:

1. Закрепить правильный образ буквы.

2. Дифференцировать со схожими по написанию буквами.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать память, внимание, мышление.

Описание: ребенку предлагается восстановить «сломанные» слоги (буквы) (АП, АК, УХ).

«Знакомство с буквой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс, карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (с липучками).

Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур и соотносит данную букву, с картинкой начинающуюся на эту букву.

Игра «Я учу буквы»

Цель:

1. Закрепить образ буквы у ребенка.

2. Закрепить понятие гласный, «согласный твердый», «согласный мягкий звук»

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать фонематический слух.

Задание: педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур. При наложении камушков, ребенок закрепляет, что в данной букве могут «жить» 2 звука или 1.

Игры, направленные на автоматизацию поставленных звуков

Игра «Улитка»

Цель:

1. Закрепить поставленный звук в словах.

2. Развить фонематический слух

3. Развить мелкую моторику рук

Описание:

Ребенок произносит слова со звуком Р и закрывает это слово камешком Марблс.

Найди картинку по «адресу»

Цель:

1. Автоматизировать звук в словах

2. Дифференцировать поставленные звуки в словах и во фразовой речи.

3. Развивать мелкую моторику рук

4. Учить ориентироваться на плоскости.

Инструкция.

Найди картинку по адресу и назови ее: от стрелки 4 клетки вверх; от стрелки 1 клетка вверх, 2 клетки направо; от стрелки 3 клетки вверх, 2 налево; от стрелки 2 клетки вверх, 1 направо.

Путь до картинки ребенок выкладывает камешками-шариками и называет каждую картинку, на которую он кладет камешек. Находит картинку и выделяет первый и последний звук

Игра «Помоги друзьям встретится»

Цель:

1. Закрепить произношение звука изолированно

Формировать правильный артикуляционный уклад и сильный речевой выдох

Развивать фонематический слух.

Инструкция:

Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.

Таким образом, внедряя в свою коррекционную работу камешки Марблс, нами было замечено, что коррекционно-логопедический процесс стал более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Они с удовольствием идут на занятия. Все это помогает лучшему усвоению необходимого материала, так как при этом происходит не только развитие и коррекция моторики рук, но и развитие и коррекция познавательно-речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки Марблс вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием и, благодаря этому в своей работе нам удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей. Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

«Посуда из фетра». Дидактическое пособие к занятиям и индивидуальной работе с детьми«Посуда из фетра». Дидактическое пособие к занятиям и индивидуальной работе с детьми Предлагаю вашему вниманию фото отчет взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в рамках изучения темы"Посуда".Это посуда сделана.

Фотоотчёт об индивидуальной работе по изобразительной деятельности.Фотоотчёт об индивидуальной работе по изобразительной деятельности. Фотоотчёт: Индивидуальная работа по изодеятельности на тему :"День народного единства"(аппликация с пользованием элементов нетрадиционной.

Игры с камешками «Марблс»Игры с камешками «Марблс» Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика,.

Игры с шариками МарблсИгры с шариками Марблс Шарики Марблс берут своё начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звёздную пыль, янтарь и каплю.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьмиИспользование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Конспект занятия по индивидуальной работе с детьми средней группы по ФЭМП «Впереди, сзади, между»Конспект занятия по индивидуальной работе с детьми средней группы по ФЭМП «Впереди, сзади, между» Индивидуальная работа по ФЭМП в нашем детском саду ведётся по тетрадям "Игралочка" авторов Л. Г. Петерсона и Е. Е. Кочемасовой. ЦЕЛЬ: уточнить.

Развивающий эффект модульной аппликации «Гусь» с применением геометрических фигур для совместного творчества с дошкольникамиРазвивающий эффект модульной аппликации «Гусь» с применением геометрических фигур для совместного творчества с дошкольниками Данный мастер класс будет полезен и интересен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного, дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с применением шариков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 марта 2021 в 18:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД