Получи документы

Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть I

Елена Браткевич
Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть I
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ

СЕНТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Кубики и матрешки»

Чему учится ребенок: знакомится с геометрическим телом — кубом; выделять все части куба — ребра, углы; знакомится с игровыми свойствами тела; активизирует глаголы «строить», «стоит».

Оснащение: набор кубиков разной величины (большие, средние, маленькие); лежащие в мешочке три матрешки такого же размера.

Публикация «Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы, Часть I» размещена в разделах

Ход игры : покажите ребенку большую матрешку с мешочком и скажите, что она пришла к вам в гости с подарком (что-то принесла в мешке). Матрешка потряхивает мешочек и предлагает ребенку (не вынимая из него кубики) ощупать их через ткань мешка. Попросите ребенка назвать то, что он нащупал.

Вынимайте кубики по одному из мешочка, давайте их ребенку для ошупывания и обследования. Обследуйте кубик, прикасаясь пальчиком ребенка к каждому уголку кубика, произнося при этом: «Уголок, еще уголок, у кубика много уголков». Таким образом обследуйте три кубика разной величины. Когда обследование кубиков будет завершено, ребенок должен найти в мешке большой матрешки еще маленький мешочек. Предложите ему так же ощупать находящиеся в нем предметы. Спросите ребенка о том, что бы это могло быть. Предложите проверить его предположения. Ребенок достает две матрешки (среднюю и маленькую). Маленькая матрешка жалуется ребенку:

Кубик я в руках кручу,

Покатать его хочу,

Кубик не катается,

Он сопротивляется,

Углами упирается!

Предложите ребенку спросить матрешку, куда же она собралась катить кубик и зачем. (Я хочу поставить кубик и посидеть на нем, как на стуле.) Предложите ребенку вынуть из маленького мешочка его содержимое и назвать. (Две матрешки разной величины.) Попросите ребенка найти каждой матрешке кубик, на котором ей будет удобно сидеть, и посадить на них матрешек.

СЕНТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Подарки для всей семьи»

Чему учится ребенок: выделять куб из ряда предметов, соотносить его величину с ростом членов семьи (папа высокого роста, мама среднего роста, ребенок маленького роста); находить и называть всех членов семьи, обозначать их словом (папа, мама, брат, сестра); понимать значение слова «подарок».

Оснащение: три квадратные коробки (большая, средняя и маленькая, празднично украшенные, с бантами разного цвета; в каждой коробке лежит подарок для каждого члена семьи; три куклы — папа, мама, дочка (или сын); если у вас нет кукол, то игру можно провести с нарисованными, вырезанными и наклеенными на картон членами семьи.

Ход игры, предложите ребенку пойти с вами в гости. Скажите, что для этого нужно приготовить подарки. Чтобы было интереснее, подарки лучше упаковать (уложить их в квадратные коробки). Ребенок укладывает подарки в коробки разной величины по вашей просьбе. Скажите: «Положи конфеты в большую квадратную коробку». Когда все подарки будут разложены по коробкам, предложите их положить в большой полиэтиленовый пакет и с ним пойти в гости. Вы «идете понарошку» вместе с ребенком в гости, стучите в дверь, входите в дом, здороваетесь. Когда хозяева усадят вас и вашего ребенка за праздничный стол, предложите ребенку подарить подарки (положите в пакет несколько других вещей не квадратной формы). Напомните ребенку, что подарки лежат в квадратных коробках и поэтому доставать из пакета нужно только их. Когда ребенок вытащит коробку, предложите ему вспомнить, для кого этот подарок, и подарить его тому члену семьи, для которого он предназначен (в большой коробке подарок для папы, поменьше — для мамы, в маленькой — для ребенка).

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Собери кубики»

Чему учится ребенок: знакомится с квадратом (плоскостной геометрической фигурой); соотносить название геометрической фигуры с ее свойствами и внешним видом; производить игровые действия с квадратами разной величины.

Оснащение: набор из кубиков двух величин.

Ход игры : прочтите рифмовку, выполняя соответствующие тексту действия.

Будем мы с тобой играть:

Домики для кубиков

Разных размеров

Вместе сядем рисовать.

Этот домик небольшой,

Посмотри, вот он какой.

Большой кубик с Ваней взяли,

Положили, обвели,

По полоске отрезали.

Наконец поставили.

Посмотри, он не стоит,

Бух — и на столе лежит.

Предложите ребенку поставить большой квадрат, а затем маленький (или средний). Спросите ребенка, может ли стоять квадрат так же, как стоит кубик. (Квадрат лежит, а не стоит.) Если ребенок не может сделать самостоятельно вывод, сделайте его сами.

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

Чему учится ребенок: выделять предметы круглой формы; ориентироваться при выборе круглых фруктов на слово «круглый (ая)»; выбирать фрукты, ориентируясь на заданные свойства - форму (круглые) и величину (большие и называть фрукты «яблоко-яблочко», «апельсин-апельсинчик», «груша-маленькая груша»; «слива-сливка»; понимать значение обобщающего слова «фрукты».

Оснащение: два круглых блюда — большое и маленькое; фрукты двух величин (большие и маленькие); яблоко, слива, груша, апельсин; два блюда (большое и маленькое) нарисованные на листе бумаги; вырезанные из плотного картона вышеперечисленные фрукты.

Ход игры : покажите ребенку сюжетную картинку с изображением фруктового сада. Рассмотрите растущие в нем деревья (слива, яблоня, груша). Попросите ребёнка рассказать, где растут сливы (яблоки, груши.). Прочтите рифмовку:

Мы сегодня в сад пойдем,

Спелых фруктов наберем.

«Только круглые собрать»,—

Мама мне сказала.

Я послушалась ее

И трудиться стала!

Предложите ребенку рассортировать «собранные» в саду фрукты. Дайте ему задание изложить на подносы только круглые фрукты: на маленький поднос положить маленькие круглые фрукты, на большой поднос — большие круглые фрукты. Когда ребенок справится с заданием, спросите его: «Что лежит на маленьком подносе. Что лежит на большом подносе?» (Отвечая на ваш вопрос, ребенок должен согласовать существительное в роде с прилагательным — круглое маленькое яблоко; большой круглый апельсин и т. д.)

Усложнение - проведите игру с фруктами, вырезанными из плотного картона. Разложите их в вазы двух величин — большую и маленькую (если ребенок хорошо усвоил две величины, возможно дать промежуточную величину - среднюю). Предложите ребенку «сварить» вместе с вами компот и «закатать» его на зиму в банки. Возьмите для этого фрукты разных размеров и форм, но ребенку дайте четкое задание: «В большую банку собери любые фрукты, но они должны быть круглые и большие». Когда ребенок выполнит задание, «влейте» в банку сироп и «закатайте» ее. Аналогично можно выполнить другое задание, «уложив» в маленькую банку круглые и маленькие фрукты. Предложите ребенку угостить фруктами кукол: большую куклу угостите большими круглыми фруктами, а маленькую — маленькими круглыми фруктами. Аналогично можно провести игру-занятие с овощами. Но на этот раз вы будете путешествовать по грядкам в огороде. Предложите ребенку «собрать» круглые овощи в корзинки разной величины. Попросите его сказать, какой формы овощи, собранные

в большую корзину. (Круглые.)

НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Что нам осень принесла?»

Чему учится ребенок; соотносить предметы по двум признакам: форме (капли круглые) и величине (капли большие и маленькие); по возможности обозначать величину и форму капель словом; перераспределять пальцы на предмете (в момент его захвата) в зависимости от его величины и формы; расширяет словарный запас за счет существительных «туча», «капли», «дождь»; глаголов «летят», «ударяются», «окунаются»; прилагательных «осенний», «круглые».

Оснащение-, сюжетная картинка: осенний пейзаж с тучей и капающими из нее каплями (большими и маленькими); девочка стоит, держит большой зонт, с которого (ударяясь об него) слетают в разные стороны большие и маленькие круглые капли дождя; предметы для игры на фланелеграфе : «туча большая», «тучка маленькая», три большие круглые капли», «три маленькие круглые капельки»; большая и маленькая лужи, вырезанные из синего картона; игрушечный лягушонок.

Ход игры : рассмотрите с ребенком сюжетную картинку. Спросите его, указывая на большую, а затем маленькую тучу: «Что это?» Предложите ребенку рассмотреть и назвать вам то, что капает из маленькой тучи. (Маленькие капельки.) А из большой тучи. (Большие капли.) Предложите ребенку назвать форму капель. (Круглые.) Прочтите рифмовку:

Дождь осенний, не грибной.

Он холодный и косой.

Много круглых капель —

Маленьких, больших,

О зонтик ударяются,

Летят и окунаются

В лужи на дорожке,

Куда не лезут кошки

Осенью холодной,

Ветреной и злобной.

Покажите ребенку игрушечного лягушонка, который очень хочет, чтобы лужи стали еще больше, тогда он сможет в них спрятаться от холода. Спросите ребенка, куда падают капли. (На землю или в лужи.) Предложите ребенку собрать капли в лужи, сделав их немного побольше, чтобы лягушонку было в них удобнее. Напомните условия игры : большие круглые капли собрать в большую лужу, а маленькие капельки — в маленькую лужицу.

Усложнение: на прогулке поищите осенние листочки круглой формы; если вам удастся выбраться с ребенком в лес, обратите его внимание на форму шляпок грибов. Предложите ему помочь вам их рассортировать. Попросите сложить грибы с маленькой круглой шляпкой в одну миску, а с большой круглой шляпкой — в другую. Когда ребенок будет справляться с заданием легко, попросите его собрать большие грибы в маленькую миску, а маленькие — в большую или большие грибы — в кастрюлю, а маленькие — в большую миску. Старайтесь менять условия игры — это стимулирует ребенка мыслить, а не выполнять задание по стереотипу.

НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Новое платье»

Чему учится ребенок: продолжает совершенствовать умение выбирать предметы по двум заданным свойствам: форме и цвету (круглая форма, желтый и синий цвет пуговиц); находить по просьбе взрослого и, по возможности, обозначать словом признаки пуговицы: «круглая синяя — круглая желтая пуговица»; понимать значение прилагательных «новое», «нарядное», «цветное»; глагола «шила»; понимать обобщающее значение слова «одежда».

Оснащение: кукольное платье без пуговиц; три пуговицы желтого цвета и три пуговицы синего цвета (одинаковой формы и большого размера); кукла и платье для нее, набор пуговиц: маленькие пуговки — три синего цвета и три желтого, нарисованные на картоне; предметная картинка: кукла в платье с тремя желтыми пуговками на желтой юбке и тремя синими пуговками на синем лифе платья.

Ход игры : покажите ребенку изображенную на картинке куклу, рассмотрите ее вместе. Попросите ребенка назвать все части платья. (Юбка, кофта, рукава, воротник.) Спросите, какая застежка на юбке? (Пуговицы.) Попросите ребенка назвать цвет и форму пуговиц на юбке. (Желтые большие пуговицы.) Если ребенок не может выполнить это задание, попросите его найти в коробочке такие же пуговицы, как на юбке у куклы, нарисованной на картинке (большие желтые пуговицы).

Когда ребенок выполнит задание, предложите найти такие же пуговки, как на кофте у куклы, нарисованной на картинке (маленькие синие пуговки). Прочтите рифмовку:

Мама платье шила дочке,

Новое, нарядное платьице цветное,

Посмотрите — вот какое:

Пуговки построились,

Как солдаты, в ряд!

На юбке и на кофте

Словно на парад.

Ай да платье!

Чудо, диво.

Все в нем мило и красиво!

При проведении игры в первый раз положите перед ребенком кукольное платье без ПУГОВИЦ Предложите ребенку найти в коробочке пуговицы для юбки (большие желтые). Пришейте пуговицы к юбке и обобщите: «Я пришила к юбке круглые большие желтые пуговицы. Смотри, как красиво получилось». Затем попросите ребенка найти круглые маленькие синие пуговки и пришейте их к лифу платья. Когда работа будет завершена, наденьте платье на куклу. Полюбуйтесь совместной работой, поблагодарите ребёнка за помощь.

Усложнение: Пришейте «понарошку» пуговицы к кукольному платью — разложите вырезанные из бумаги пуговки (а можно и настоящие) на вырезанное из цветного картона кукольное платье. Можно прикрепить пуговки в платью при помощи липучек (наклейте часть липучки на пуговку, а вторую - на место, куда должна быть пришита пуговка). Ребенок должен «пришить» (прикрепить с помощью липучки) пуговку к платью. Дайте ребенку задание перебрать и разложить по разным коробкам пуговицы, отложить круглые пуговки в отдельную коробку. Не давайте ребенку больше количество пуговиц, чтобы игра его не утомила. Лучше дать меньшее количество пуговиц разной формы, но проследить, чтобы работа ребенком была доведена до конца. При повторной сортировке количество пуговиц можно увеличить. Рассмотрите с ребенком одежду всех членов семьи, найдите предметы одежды, имеющие застёжки на пуговицах, попросите ребенка назвать форму и цвет пуговиц, возможно и размер.

ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Водопой»

Чему учится ребенок: закрепляет умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств : формы и величины : продолжает формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и, по возможности, называть ее; знать, находить по слову / называть домашних животных: «корову», «лошадь», «собаку», «кошку», понимать знание обобщающих слов «домашние животные».

Оснащение игрушечные животные: корова, собака, кошка, лошадь; возможно увеличение количества домашних животных — свинья, коза, их детеныши,

Предметные картинки с изображением этих животных с детенышами; набор поилок (квадратные, круглые); игрушечный кувшинчик с водой.

Ход игры : расставьте перед ребенком игрушечных домашних животных (свинью с поросенком, корову с теленком, козу с козленком); поилки для домашних животных (круглые, квадратные). Прочтите рифмовку:

Наша мама занята

Слышишь шум и суета?

Не могу никак понять,

Что заставило визжать

Свинку с поросёнком

И мычать сердито, басом

Коровушку с телёнком?

Почему коза с козлёнком

Блеют громко во дворе

«Ме-е-е, ме-е-е!»

Все хотят напиться

Чистенькой водицы!

Предложите ребенку напоить животных чистой водой. Предложите ему налить из игрушечного кувшинчика воду в поилки. Просите ребенка выполнять задание по вашему словесному указанию: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке». Когда задание будет выполнено, спросите ребенка: «Кого ты решил напоить первым? Из какой поилки пьет корова с теленком?» (Из круглой.) Аналогично проведите игру с остальными домашними животными, меняя поилки.

ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Укрась елку»

Чему учится ребенок: находить елочные игрушки круглой и квадратной формы на ощупь по просьбе взрослого; называть елочные игрушки, их цвет, форму (круглый елочный шар, круглые елочные бусы, квадратный елочный домик; квадратная коробочка с подарком внутри); понимать обобщающее значение слов «елочные игрушки»; понимать значение глаголов настоящего и прошедшего времени— «висит», «висел».

Оснащение: «Чудесная коробка» (или мешочек); набор елочных игрушек; плоскостная елка и набор елочных игрушек; «волшебная палочка».

Ход игры : покажите ребенку нарядно украшенную елку. Прочтите рифмовку:

Новый год, Новый год!

Елка радостно нас ждет.

С подарками и шишками,

С бусами и мишками,

С волшебными шарами,

С гирляндами, домами!

Кто же нам ее принес?

Ну, конечно, Дед Мороз!

Покажите ребенку «волшебную палочку» и предложите с нею поиграть. Прочтите рифмовку еще раз и по ходу чтения попросите ребенка показывать вам «волшебной палочкой» те игрушки, о которых вы говорите в данный момент. Если ребенок затрудняется назвать ту или иную елочную игрушку, снимите ее с елки, дайте ребенку возможность ознакомиться с ней (ощупать, провести по ней пальчиком). Когда ребенок завершит обследование игрушки, назовите ее и попросите ребенка назвать ее вместе с вами (или повторить название игрушки самостоятельно).

Покажите ребенку «Чудесную коробку» (с принципом ее изготовления мы вас уже знакомили раньше). Положите перед ребенком две елочные игрушки, резко отличающиеся друг от друга, например шар и домик. Спросите: как они называются? Какого цвета и формы шар? Какого цвета дом? Какой он формы? Предложите спрятать елочные игрушки в коробку. Ребенок запускает в коробку обе руки, а вы просите его найти шарик, вытащить его из коробки и проверить, правильно ли он нашел то, что вы его просили.

Публикации по теме:

Картотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры на формирование понятий о цвете. Часть I «Картотека игр – занятий по сенсорному развитию детей 2 – 3 лет» (Игры на формирование понятий о цвете). (Игры – занятия можно проводить.

Конспект занятия по развитию сенсорного восприятия «Косички для солнышка» для детей 2–3 летКонспект занятия по развитию сенсорного восприятия «Косички для солнышка» для детей 2–3 лет Воспитатели МБДОУ «ЦРР - д/с «Сказка» Чукарова Л. Н., Сайгина Ю. Н. Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной.

Дидактические игры на развитие восприятия формы "Дорисуй фигуру" Эта игра закрепляет представления ребенка о различных формах,развивает спосоности к различению этих форм и мелкую моторикурук.

Картотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры для формирования понятий о цвете. Часть IIКартотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры для формирования понятий о цвете. Часть II МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Мамины подарки» Чему учится ребенок: выделять по слову взрослого основные цвета (синий, желтый, зеленый, красный); по.

Картотека по сенсорному развитию для детей от 4–5 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних.

Конспект занятия на развитие восприятия формы «Круг. Квадрат. Треугольник» для детей младших группКонспект занятия на развитие восприятия формы «Круг. Квадрат. Треугольник» для детей младших групп Конспект занятия №8 для групповой работы с детьми младших групп. «Восприятие формы (круг, квадрат, треугольник)». Цель занятия: - Развитие.

Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с дошкольниками с нарушением слуха 3–4 лет «Лиса» Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления.

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия) [/b]В ходе констатирующего.

Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы. Проблема воспитания здорового.

Сенсорное развитие детей раннего возраста: сенсорные эталоны, формы и методы работы по сенсорному развитию Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть I
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 22:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть I» (включая файлы) размещена пользователем Елена Браткевич (УИ 1287626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД