МААМ-картинки

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР

Мария
Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия)

[/b]В ходе констатирующего эксперимента у детей с фонетическим нарушением речи был выявлен недостаточный уровень развития фонематического восприятия, что отрицательно влияет на формирование всей фонетической системы языка и формировании умения ориентироваться в звуковой и слоговой структуре слов. Для детей данной группы также характерно неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Публикация «Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР» размещена в разделах

Учитывая данные обследования, мы составили методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. Основные направления которых заключаются в:

1. Развитие артикуляционной моторики;

2. Формирование произносительных навыков;

3. Развитие фонематического восприятия;

4. Развитие звукового анализа и синтеза.

Необходимо отметить, что при первичном нарушении фонематического восприятия, работа начинается с развития восприятия неречевых звуков с картинками, игрушками и их действиями; при вторичном нарушении фонематического восприятия работа начинается с развития дифференциации слов близких по звучанию, дифференциации фонем, формирование фонематических представлений; при фонетических дефектах речи работа начинается с формирования произношения, которое состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы языка.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии. Располагая данными обследования фонематических представлений детей, необходимо соблюдение следующих педагогических принципов.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития звукопроизношения и фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

При составлении методического материала мы использовали рекомендации, отдельные приемы и методы, описанные в работах Т. А Ткаченко, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Селивестрова, Е. Н. Российской.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т. п.).

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову) :

1. прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков ( формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный);

2. прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции - фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т. д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т. д.); фонематические представления;

3. прием связи звука и буквы.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Так как умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей 4–5 лет с использованием игр Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: - упражнять слуховой анализатор; - развивать слуховое внимание; - развивать чувства ритма;.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического восприятия у детей с неврологическими нарушениями 3–4 лет Цель: Развитие фонетико – фонетиматического восприятия на основе упражнений в узнавании и различении звукоподражательных слов «аф», «фу».

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет» .

Методические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом на начальном этапеМетодические рекомендации по развитию слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом на начальном этапе Начальный этап развития слухового восприятия и речи. Верботональный метод реабилитации лиц с нарушением слуха и речи. b][/b] 1. Начальный.

Методические рекомендации по речевому развитию детей 5–6 лет. Взаимодействие логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации Речевое развитие.

Методические рекомендации «Речевое развитие детей 6–7 лет». Взаимодействие логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации Речевое развитие.

Методические рекомендации «Речевое развития детей 4–5 лет». Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыла Методические рекомендации «Речевое развития.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития дошкольника Мастер –класс «Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия как условия успешного речевого развития. Ермолова А. Е. Слайд.

Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 20:56
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД