Получи документы

Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть II

Елена Браткевич
Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть II

ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Построим дом для Снеговика»

Чему учится ребенок: знакомится с геометрическим телом — треугольной призмой крышей, ее названием; практически выделять свойства треугольной призмы, называть ее части : вершина, уголочки, бочки; знакомится с игровыми действиями, которые можно с нею производить — ставить, класть на бочок; строить снежную крепость, называя постройку и части, из которых она построена.

Оснащение: снег; кубики и треугольные призмы — крыши, игрушечный Снеговик.

Публикация «Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы, Часть II» размещена в разделах

Ход игры : покажите ребенку игрушечного Снеговика. Спросите ребенка: «Кто это?» Расскажите, что Снеговиков делают из снега. Спросите ребенка, что будет со снегом, если его принести домой. (Растает и превратится в воду.) Прочтите рифмовку:

Снеговик пришел из леса,

Снежный, белый и смешной!

Я бы взял тебя домой,

Поиграл бы я с тобой.

Но нельзя тебя мне брать —

Будешь таять ты опять.

Смастерим тебе мы дом,

Будешь жить ты в доме том.

Предложите ребенку смастерить дом для Снеговика. Спросите ребенка: «Какого цвета снег?» (Белый.) Предложите ребенку выбрать кубики белого цвета и построить начала стены дома. Можно строить дом совместно с ребенком или предложить ему образец постройки, выполненный вами заранее и стоящий в небольшой коробочке коло того места, где будет строиться дом для Снеговика. Когда стены будут возведены, просите: «Что еще должно быть у дома наверху?» (Крыша.) Покажите ребенку треугольную призму, назовите ее (можно «призма», а можно сказать, что это «крыша»).

Предложите ребенку обследовать призму: попросите найти у нее уголки (ребенок должен уметь выделять уголки, он уже выделял их в кубе). Покажите верхний уголок и скажите, что он называется «вершиной» и находится наверху. Попросите ребенка повторить вместе с вами: «Вершина». Попросите ребенка вспомнить, что делает шар. (Катается.) А что делает кубик? (Стоит.)

Предложите ребенку попробовать покатать призму. (Она не катается.) Предложите поставить призму. (Она стоит.) Скажите: «Призма стоит». Уроните призму. (Она нежит.) Скажите: «Призма лежит». Сделайте заключение: «Призма может стоять и лежать». Положите перед ребенком два геометрических тела — шар и призму. Попросите его взять тот предмет, из которого можно сделать крышу для дома Снеговика. Достройте дом для Снеговика, поставив наверх треугольную призму — крышу.

ЯНВАРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Лепим Снежную бабу»

Чему учится ребенок: формировать навыки конструирования; выполнять постройку с учетом величины шаров (кругов); называть форму и величину шаров (кругов, необходимых для постройки (или выкладывания) Снежной бабы; называть расположение шаров (кругов) в пространстве; обозначать положение шаров (кругов) в пространстве наречиями «наверху», «в середине», «внизу».

Оснащение: три белых шарика — большой, средний, маленький; три вырезанных из белой бумаги круга такой же величины.

Ход игры : рассмотрите вместе с ребенком шарики и кружки. Попросите его ответить на ваши вопросы: «Что это?», «Что с ними можно делать?» Прочтите рифмовку:

На дворе детвора,

На дворе у них игра:

Лепят Бабу снежную,

Большую, белоснежную

Вместе все с утра.

Катят ком небольшой —

Будет он головой,

А побольше — грудкой,

Ну, а самый-то большой —

Мы подумаем с тобой.

Слепим Бабу, а потом

Теплый чай все пить пойдем!

Предложите ребенку помочь детям слепить Снежную бабу. Скажите, что для «постройки» вам нужны 3 шара разной величины (или 3 круга). Попросите ребенка рассмотреть на картинке, как расположены шары у Снежной бабы, и сложить ее из шариков (или кругов) так же.

Когда Снежная баба будет собрана, попросите ребенка назвать форму и величину шаров (кругов, из которых она собрана. Если ребенок затрудняется это сделать, скажите сами и попросите его повторить сказанное вами.

Усложнение: выкладывайте Снежную бабу из картонных кружков белого цвета разной величины (игра проводится по аналогии с выкладыванием Снежной бабы из шаров); можно выкладывать двух Снежных баб одновременно (большую и маленькую) из пластмассовых крышек для банок или бутылок (выкладывание возможно совместно, по образцу, по словесному указанию). В оттепель сделайте во дворе с ребенком Снежную бабу, скатав для этого три снежных кома разной величины: большой, средний, маленький.

ФЕВРАЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Вот это стул — на нем сидят»

Чему учится ребенок: выбирать в строительном наборе (крупном) те геометрические тела, которые вы просите; соотносить название геометрического тела со словом, его обозначающим: кубик — кирпичик; знать, называть и употреблять в активной речи существительные, обозначающие названия предметов мебели: «стул», «стол»; знать их назначение; выполнять постройку мебели совместно, по образцу, по плану.

Оснащение: игрушечный стол и стул; игрушечный поросенок; кубики и кирпичики из строительного набора.

Ход игры : расскажите ребенку, что к нему в гости пришел поросенок. Предложите посмотреть, что вытворяет поросенок. Он залез на стол, а миску с едой поставил на стул и пытается из нее есть. Спросите ребенка, правильно ли поросенок пользуется

мебелью. Прочтите для поросенка рифмовку:

Вот это стул —

На нем сидят,

Вот это стол —

За ним едят.

Тебе об этом надо знать,

По назначенью применять!

Спросите у поросенка, есть ли у него в свинарнике мебель? (Мебели нет.) Предложите ребенку построить для поросенка стул и стол: попросите его выбрать из

строительного набора один кубик и один кирпичик. Покажите, как нужно построить стул. Посадите на стул поросенка. Спросите ребенка, для чего нужны стулья? Кто дома сидит на стуле? Затем попросите найти и дать вам еще один кубик и один кирпичик. Постройте из них стол. Спросите поросенка, много ли у него братьев и сестер? Предложите ребенку построить много стульев и один стол для всей семьи.

ФЕВРАЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Помоги лесным жителям найти свой дом»

Чему учится ребенок: соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома: белка живет в дупле; медведь — в берлоге, лиса — в норе.

Оснащение: картинка

Ход игры : покажите ребенку игрушечных диких животных. Попросите его назвать каждого из гостей. Спросите, где они живут. (В лесу.) Предложите вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ребенку диких животных. Покажите белку. Прочтите рифмовку:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Я хочу попасть домой.

Мой домишка на сосне,

С круглым входом,

Он в. (дупле).

Попросите ребенка найти домик, находящийся в дупле, и поместить в него его хозяйку белку. Подсказка: на ошейнике у белки — такая же фигурка, как вход в ее дом (круг).

Прочтите вторую рифмовку, предложите ребенку найти дом для медведя.

Кто-то в чаще лесной

Мнет валежник густой,

Мается, шатается,

Рычит и удивляется:

«Ой, ребята, где же я?

Где берлога моя?»

Предложите ребенку найти дом-берлогу медведя с треугольным входом в нее. Подсказка: на шее у медведя — ошейник с треугольником. Прочтите рифмовку:

Ну, а я — лисичка!

Рыжая сестричка!

Мой домишка не простой,

Побегу и я домой!

Он под старою сосной.

И зовется он. (норой).

Вход в лисий дом-нору — квадратный, на ошейнике у лисы — квадрат. Усложнение: проведите игру с дикими животными, нарисованными на картоне. Поместите их домики на фланелеграфе. Увеличьте количество диких животных и их домов.

МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Мамочку я поздравляю.»

Чему учится ребенок: собирать совместно, по образцу, по вашей просьбе, по схеме; называть форму бусин : «круглая», «овальная», «квадратная»; совершенствовать координацию движений пальцев; продолжает развитие глазомера.

Оснащение: натуральные бусины — круглые (большие и маленькие, квадратные, треугольные; бусины плоскостные, вырезанные из пластмассовых бутылок из-под шампуня разной формы — круглые, квадратные, овальные, треугольные. Для того, чтобы изготовить такие бусины, отрежьте у пластмассовых бутылочек боковые стенки

и вырежьте из них нужные для занятия геометрические фигуры. В центре раскаленной спицей (гвоздем) сделайте отверстия.

Ход игры : спросите ребенка: «Вспомни, какой скоро будет праздник? (Мамин день.) Скажите: «На праздник принято дарить подарки». Предложите ребенку сделать подарок для мамы — красивые бусы. Прочтите рифмовку:

Маму, мамочку свою Очень сильно я люблю,

Я ей бусы подарю.

Бусы не простые,

Мною сде-лан-ны-е!

Поставьте перед ребенком миску с бусами круглой и овальной формы. Попросите его сделать бусы из круглых бусин разного цвета и размера. Положите бусы в красивую коробочку и подарите маме.

Усложнение: предложите ребенку сделать бусы для бабушки из овальных бусин; для сестры или подружки — из треугольных бусин по образцу; собрать бусы для кукол в кукольном уголке.

МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Еду, еду я домой на машине грузовой.»

Чему учится ребенок: продолжает формировать умение находить и называть по словесному указанию взрослого геометрические тела заданной формы; выбирать объекты по двум заданным свойствам: форме и цвету; активизирует существительные «кубик», «кирпичик», «крыша» («призма», глаголы настоящего времени «беру», «ставлю», «строю»; понимать значение наречий «сначала», «потом»; по возможности, употреблять их в активной речи.

Оснащение: игрушечная машина; геометрические тела — 3 кубика, 3 кирпичика, 3 треугольные призмы (крыши); плоскостной вариант вышеперечисленного.

Ход игры : предложите ребенку поиграть. Скажите, что он сегодня будет шофером. Спросите, что делает шофер. Где сидит? Прочтите рифмовку:

Еду, еду я домой

На машине грузовой.

Знаешь, мама, я — шофер,

Мчусь, как ветер, мимо гор.

К дому подъезжаю,

Груз свой разгружаю —

Вот кирпичики привез,

Кубиков — полкузова,

Крыша в уголке стоит,

Краской новенькой блестит.

Все неспешно разгружаю —

Стройку завтра начинаю!

Спросите ребенка о том, что вез в машине мальчик-шофер. Поставьте перед ним коробку со строительным набором и предложите выбрать те геометрические тела,

о которых говорится в рифмовке. Предложите сложить их в кузов грузовой машины, поехать на дачу и построить там сарай или дом. (Дорогу, по которой ребенок собирается ехать, он может нарисовать мелом на полу.) Когда грузовик прибудет на место, попросите ребенка выгружать «строительный материал для постройки дома» в той последовательности, которая нарисована на мнемокарте. Предложите построить дом (или сарай) совместно с вами.

АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Ручеек и кораблик»

Чему учится ребенок: прослеживать в горизонтальном и вертикальном направлениях движение кораблика; определять форму озера — круглое, овальное (как огурчик); понимать, знать и употреблять глагол настоящего времени «плывет», прилагательные «большое», «длинный», «круглое», «овальное».

Оснащение: картинка-лабиринт с прорисованными ручейками; браслетик из тонкой резинки с прикрепленным к нему корабликом из бумаги.

Ход игры : предложите ребенку поиграть. Сделайте вместе с ним из бумаги кораб-лик. Наденьте на руку ребенка браслетик из резинки с прикрепленным корабликом. Положите перед ребенком картинку-лабиринт. Рассмотрите с ребенком картинку. Расскажите, что пришла весна, солнышко стало пригревать и снег начал таять. Спросите ребенка, во что превратился снег? (В воду.) Вспомните, как вы наблюдали на прогулке за весенними ручейками. Покажите на картинке- лабиринте ручейки. Предложите «попускать по ним» лодочку. Наденьте на запястье ведущей руки ребенка браслетик с корабликом и попросите ребенка провести пальчиком по любому понравившемуся ему ручейку. Когда ручеек закончится, спросите, куда же он впадает? (В озеро.) Попросите ребенка рассмотреть внимательно, какой формы то озеро, в которое влился ручеек, по которому плыл его кораблик. (Озеро овальное или круглое)

Прочтите рифмовку:

Жил на свете ручеек,

Ручеек куда-то тек.

Может, тек он в озеро?

Озеро большое, круглое такое.

Или, может, в речку,

Текущую к нему?

Кораблик из бумаги

Пущу я в дальний путь,

И приплывет кораблик

Ну хоть куда-нибудь.

Предложите ребенку пустить кораблик по другому ручейку и посмотреть, куда же он приплывет на этот раз.

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Вытираем обувь»

Чему учится ребенок: выбирать объекты по двум заданным свойствам (форме и величине); называть предметы трех величин: большой, средний, маленький; находить, различать, называть близкие геометрические конфигурации фигуры: круг — овал, прямоугольник — квадрат; находить, знать и называть предметы обуви: «ботинки», «сапоги»; понимать, различать и употреблять глаголы «натереть», «протереть», «намазать».

Оснащение: салфетки трех форм (круглая, квадратная, треугольная); каждая салфетка трех размеров (большая, средняя, маленькая); детские сапоги, крем для обуви, обувная щетка.

Ход игры : прочтите рифмовку:

Не обую я на ножки

Очень грязные сапожки.

Нужно нам их чистой

Салфеткой протереть,

Кремом их намазать,

Щеткой потереть.

Вот мои сапожки

Блестящие стоят,

Чистотою радуют

И маму, и ребят!

Предложите ребенку вытереть сапожки салфеткой. Положите перед ним салфетки разной формы и попросите выбрать квадратную (или круглую, или треугольную — как крыша) салфетку. Покажите, как нужно вытирать сапог. Второй сапог предложите вытереть салфеткой другой формы. Спросите ребенка, салфетку какой формы он взял. Если у ребенка будет желание, предложите ему намазать сапог кремом и потереть его щеткой. Выполните эту работу совместно.

Усложнение: возьмите вырезанные по контуру сапоги, ботинки, туфли; салфетки основных цветов разной формы. Игру проведите по аналогии с описанной ранее.

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«К нам гости пришли»

Чему учится ребенок: подбирать правильно форму салфетки к форме блюдца (соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом); называть предметы посуды: чашка, блюдце, чайник, сахарница; называть материал, из которого они сделаны,— стеклянные, пластмассовые.

Оснащение: три блюдца разной формы и разного цвета : круглое, треугольное, квадратное; три чашки такого же цвета, как блюдца; три салфетки: квадратная, круглая, треугольная.

Ход игры : расскажите ребенку, что скоро к нему придут гости. Покажите ему коробку с посудой и салфетками. Попросите доставать по одному все предметы, находящиеся в коробке, и называть их. Спросите, почему вы приготовили предметы посуды? (Потому, что будем гостей угощать чаем.) Попросите ребенка сервировать чайный стол: сначала положить на стол все салфетки, затем на салфетки поставить блюдца такой же формы.

Когда ребенок выполнит ваше поручение, попросите его расставить чашки, сказав, что цвет чашки должен быть такой же, как цвет блюдца. Похвалите ребенка за выполненную работу. Раздается стук, и появляются гости-куклы. Вы можете спеть им величальную песню:

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли!

Каждый гость говорит ребенку, какую он предпочитает посуду. Например, кукла: «Я хочу пить чай из красной чашки, а пирог положите мне на красное круглое блюдце!» Ребенок должен посадить гостя на то место, где стоят перечисленные предметы посуды.

Когда гости будут сыты и весь чай выпит, напомните гостям-куклам о том, что нужно вытереть лицо и руки салфетками. Ребенок раздает салфетки, предлагая каждому гостю ту салфетку, которую он попросил. (Определенной формы.) Предложите ребенку проводить гостей домой.

Усложнение: попросите ребенка дать кукле круглую салфетку, мишке — квадратную, зайке — треугольную; ребенок раздает салфетки по своему усмотрению, а потом называет, кому и какой формы и цвета он дал салфетку; можно нарисовать схему раздачи салфеток (гость, а под ним салфетка заданной формы).

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Почки и листочки»

Чему учится ребенок: классифицировать предметы (почки и листочки) по двум признакам: форме и величине; знать и обозначать словом часть дерева : почки, листочки.

Оснащение: береза и дуб, нарисованные на большом листе ватмана; почки дуба и натуральные молодые листочки березы, лежащие в маленькой коробочке; почки на листочки, вырезанные из цветного картона.

Ход игры : предложите ребенку рассмотреть нарисованные на листе ватмана деревья, назвать их. (Дуб, береза.) Если ребенок затрудняется это сделать, назовите деревья сами и попросите его повторить их или произнести их названия вместе с вами. Покажите ребенку коробочку и предложите рассмотреть ее содержимое. Достаньте почку. Спросите ребенка, что это такое? (Почка.) Спросите, где растут почки? Что появляется из почек? (Листья или цветы.) Покажите листочки и спросите, что это такое? Где растут листья? (На ветках деревьев.) Расскажите ребенку, что из почки появляются листочки. Предложите рассмотреть деревья и сказать, на каком дереве есть только почки, а на каком из почек появились листочки.

Прочтите рифмовку:

Как на дубе — почки

В коричневой сорочке.

Березкины листочки,

Как девочки в платочках,

Платочки-то зеленые,

Солнцем освещенные.

Предложите ребенку разложить почки и листочки на ветки тех деревьев, на которых они растут.

Усложнение: используйте нарисованные (или вырезанные из цветного картона) почки и листочки; увеличьте количество листочков и почек до 10.

Публикации по теме:

Картотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры на формирование понятий о цвете. Часть I «Картотека игр – занятий по сенсорному развитию детей 2 – 3 лет» (Игры на формирование понятий о цвете). (Игры – занятия можно проводить.

Конспект занятия по развитию сенсорного восприятия «Косички для солнышка» для детей 2–3 летКонспект занятия по развитию сенсорного восприятия «Косички для солнышка» для детей 2–3 лет Воспитатели МБДОУ «ЦРР - д/с «Сказка» Чукарова Л. Н., Сайгина Ю. Н. Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной.

Дидактические игры на развитие восприятия формы "Дорисуй фигуру" Эта игра закрепляет представления ребенка о различных формах,развивает спосоности к различению этих форм и мелкую моторикурук.

Картотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры для формирования понятий о цвете. Часть IIКартотека игр-занятий по сенсорному развитию детей 2–3 лет. Игры для формирования понятий о цвете. Часть II МАРТ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Мамины подарки» Чему учится ребенок: выделять по слову взрослого основные цвета (синий, желтый, зеленый, красный); по.

Картотека по сенсорному развитию для детей от 4–5 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних.

Конспект занятия на развитие восприятия формы «Круг. Квадрат. Треугольник» для детей младших группКонспект занятия на развитие восприятия формы «Круг. Квадрат. Треугольник» для детей младших групп Конспект занятия №8 для групповой работы с детьми младших групп. «Восприятие формы (круг, квадрат, треугольник)». Цель занятия: - Развитие.

Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с дошкольниками с нарушением слуха 3–4 лет «Лиса» Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления.

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия) [/b]В ходе констатирующего.

Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы Формирование ценностей здорового образа жизни через разные формы взаимодействия с детьми: игры, занятия, беседы. Проблема воспитания здорового.

Сенсорное развитие детей раннего возраста: сенсорные эталоны, формы и методы работы по сенсорному развитию Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-занятия по сенсорному развитию детей 2–3 лет на формирование восприятия формы. Часть II
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 23:02
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД