Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Наталья Соколова
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Игры-занятия в песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу как средство формирования и развития ребенка, организовывать в ней развивающие и обучающие занятия. Выполняя несложные действия в песке, придумывая простые сказки, сюжеты и истории, строя картины из песка, можно организовать обучение дошкольника, передачу знаний и жизненного опыта, событий и законов окружающего мира в органичной и приемлемой для ребенка форме. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие и эмоциональное состояние детей, а также является эффективным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как коррекционная и консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила цинковый поднос, наполовину наполненный песком. Дети использовали для игры игрушки и формочки, а подносы с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой метод «мировой методикой»

В современном образовании детей дошкольного возраста используются разнообразные методы и приёмы для организации игр и занятий в педагогической песочнице. К ним относятся:

1. Словесные методы.

2. Театрально-игровые.

3. Развивающие и дидактические игры:

4. Рисование, лепка, аппликация:

5. Посыпание цветным песком, сыпучими материалами, цветной морской солью.

6. Элементы сказкотерапии, смехотерапии, их интеграция с другими видами детской деятельности.

7. Элементы музыкального сопровождения, пение детских песен, их инсценировка.

Организация занятий в педагогической песочнице требует соблюдения принципов и правил работы с песком, а также особой продуманности и подготовки со стороны воспитателя.

Песочница, которая может быть использована для игр и занятий в группе, представляет собой деревянный или пластиковый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х70 и глубиной 8-10см. Эти размеры песочницы соответствуют объему поля зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста и используется для индивидуальной работы или с привлечением малой группы детей по 2-3 человека. Для работы по подгруппам следует использовать большую песочницу, размером 100 х 140 х 10 сантиметров, но количество детей на занятиях не должно быть более 5 - 7 человек.

В работе с песком чаще всего используются пластиковые ящики или современные центры «Песок и вода», но наиболее экологически чистым и пригодным для работы с детьми дошкольного возраста считается деревянная песочница, которая заполняется на одну треть или наполовину чистым песком. Очищение или смена песка производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и высушить, а затем прокалить под кварцевой лампой, на солнце или в духовом шкафу.

Для организации игр и занятий с песком используются различные наборы миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих наш окружающий мир.

Эти наборы могут иметь самую разнообразную тематику:

набор фигурок человека, животных, насекомых, птиц, рыб;

наборы деревьев и растений;

объекты небесного пространства;

набор транспортных средств;

объекты среды обитания человека;

объекты ландшафта и естественной активности Земли;

естественные природные предметы;

персонажи мультфильмов, сказочные герои.

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в песочной коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок или образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги или сделать из природного материала.

В начале занятия детей необходимо подготовить к предстоящему взаимодействию с песком.

В песочнице, как и в каждом доме, есть свой хозяин, например, Домовёнок, Песочная фея или кто-то другой. Это фигурка символ, которая приветствует детей и знакомит с правилами игры в её песочнице. Лучше это делать в стихотворной или игровой форме, без строгих указаний. Символьную фигурку лучше разместить на видном месте, так как она следит за порядком в песочнице, за соблюдением детьми правил, а при необходимости делает замечание или удаляет из игры.

Занятие в песочнице проводятся в несколько этапов. Первый этап – ритуал входа, когда дети встречаются с хозяином песочницы, который знакомит детей с правилами поведения или напоминает о них. Сюда же входит знакомство детей с темой занятия, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент и т. д. Далее дети здороваются с песком (гладят его, пересыпают из ладошки в ладошку, между пальчиками и т. д.).

Второй этап, основной – это непосредственное взаимодействие с песком.

Для начала хорошо предложить детям игру, которая снимает психофизическое напряжение, помогает раскрепоститься, чувствовать себя уверенно, снимает страхи и напряжение.

Далее проводится по теме занятия.

Заключительный этап – выход. Включает в себя прощание детей с символьной игрушкой, с песком. Обсуждение занятие и рефлексия.

Всё это время педагог принимает участие в игре наравне с детьми или говорит что-то от лица символьной фигуры.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Прописи
  • Транспорт
Автор публикации:
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 12:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. Международный день снеговика

 Число 18, похожее на снеговика с метлой, и самый снежный месяц в году были выбраны для празднования Всемирного дня снеговика. Впервые идею такого праздника предложил Корнелиус Гретц из Германии, который...

18 января. День Винни-Пуха на МААМ

18 января исполняется ровно 140 лет со дня рождения создателя самого знаменитого плюшевого медвежонка в мире. 18 января 1882 года родился Александр Алан Милн – выпускник Кембриджа, сотрудник популярного...


Горячие темочки