МААМ-картинки

Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку

Бережная Виктория
Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку

Бережная Виктория Олеговна (музыкльный руководитель высшей категории, ГБДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад комбинированного вида №4 «Золотой улей»)

В статье даются рекомендации музыкальным руководителям ДОУ и учителям музыки по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством музыки. А так же, предлагаются практические приёмы, применяемые на музыкальных занятиях.

Публикация «Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку» размещена в разделах

Ключевые слова: творческие способности, музыка, музыкальная деятельность, импровизация, творческий этюд.

Исследования педагогов и психологов показывают, что творческие способности необходимо формировать с раннего возраста. Именно в этот период музыка является одним из основных факторов, способствующих развитию творчества, так как малыши наиболее восприимчивы и эмоционально отзывчивы на музыку. Российский психолог и философ Д. Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Задача педагогов найти наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми для развития творческих способностей.

Цель нашей статьи - раскрыть роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников, познакомить с некоторыми приемами и видами творческих этюдов.

Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребё нка: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.

Неосознанные процессы, которые происходят под воздействием окружающих шумовых звуков и звуков речи, не регулируются человеком, но их можно выразить графически.

Слушая речь диктора, лектора, мы непроизвольно начинаем что-либо чертить, рисовать, то есть графически проецируем наше неосознанное отношение к полученной информации. Такие же процессы будут происходить и под воздействием музыки. В работе рекомендуется использовать два основных метода: метод активизации творческих проявлений, котлый подразумевает направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, ритм.

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Рассмотрим некоторые приемы развития творчества у детей.

ТВОРЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на занятии для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Для создания творческой атмосферы: нужно предоставить детям каски, карандаши, мелки и т. д.

Дошкольникам предлагается рисовать все, что они хотят изобразить во время звучания музыкального фрагмента. Перед прослушиванием музыки, желательно познакомить детей с названием музыкального произведения и его композитором. Музыкальные фрагменты должны быть яркими, запоминающимися, эмоционально богатыми, но не очень громкими и не длительными по времени (7-10 мин., если дети рисуют во время звучания музыки; 3-4мин., если рисуют после воспроизведения музыкального фрагмента). Пример музыкальных фрагментов : П. И. Чайковский «Подснежник», «Январь», «Марш деревянных солдатиков»; К. Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум».

После завершения изобразительного творчества, ребятам можно предложить пофантазировать, высказать свое мнение о музыке или сочинить интересную историю. Впоследствии, из рисунков создается выставка, которая будет доступна для просмотра и родителям, и детям.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Чем младше дошкольник, тем естественнее и выразительнее его движения. Непроизвольная мимолетная реакция на жесты, мимику, движения взрослых вызывает появление двигательных стереотипов. Поэтому пластическое фантазирование обновляет и восстанавливает природную гибкость и выразительность детского тела. Работу по пластике необходимо начинать с упражнений для всего тела: корпуса, рук, ног и головы. Двигательная амплитуда движений должна быть полной, что бы работал каждый сустав, а мышечная активность была высокой – это порождает в ребенке чувство гармонии, пластичности и красоты своего тела.

В процессе обучения детей хореографии, формируются прекрасные тела с гармонично развитыми душами, которые смогут проявить себя во всем, что они будут делать, став взрослыми. Учим детей танцевать не для того, чтобы они в будущем реализовали себя как танцоры, (хотя некоторые из них станут таковыми)учим, чтобы раскрепостить детские тела, ведь только в раскрепощенном теле, может быть свободный, сильный дух

Варианты движения для рук могут быть разнообразны: сгибание к себе, от себя, руки в стороны, вверх, вниз, подражание моторчику, волне и т. д. При этом можно использовать различные атрибуты (листочки, ленты, мячи, они помогут детям легче войти в образ и более эстетично выполнить творческие композиции.

Такими же разными могут быть и движения для ног: спокойная ходьба на носочках, полуприседания, разведение ног в стороны, пружинящие шаги, подскоки, притопы и т. д.

Освоить детям различные виды шага и танцевальные движения ног помогут специальные мнемотаблицы, на которых с помощью схем зашифрованы необходимые виды ходьбы или шага. Что касается туловища - это могу быть повороты, наклоны вперед и в стороны, прогиб корпуса назад и вперед, растяжка боковых линий туловища, ходьба с правильной, красивой осанкой.

Заинтересовать детей помогут образные названия, которые даем различным жестам, позам, движениям. Например: «Добрый пингвин», «Ленивый медведь», «Озорной щенок», «Порхающая бабочка».

После выполнения крупных движений. Целесообразно предложить детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры. Это может быть пальчиковая гимнастика, лучше, если дети придумывают и покажут свои варианты движения рук. Перчаточный театр, где дети без озвучивания воспроизводят маленькие сценические эпизоды: «веселый Арлекин», «воробушек».

Уместными будут и пантомимические этюды.

Творческим итогом работы станет импровизированный театр теней, где дети полностью смогут раскрепостить свое тело, и под музыку творить свои маленькие импровизированные сценические этюды.

Можно помочь детям выбрать свой образ с помощью музыки, опираясь на классические произведения: «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Картинки с выставки» П. Мусоргского.

Импровизационные моменты помогают ребенку выразить свои эмоции мысли и чувства, развивают его воображение и непосредственность, делают его духовный мир богаче и прекраснее.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Список литературы

1. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

2. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М. : ВАКО, 2006.

3. Платова А. Почему детям необходима музыка // Научно-методический журнал «Воспитание школьников» - 2006 - №1 - С. 65-66.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей. Дыхательная гимнастика под музыку» «РОЛЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ»Подготовила Цыренова Е. И. - музыкальный руководитель МКДОУ детский сад "Теремок" г. Ленск.

Закаливание детей в дошкольном возрасте Закаливание детей в дошкольном возрасте Воспитатель первой квалификационной категории Купирова Наталья Леонидова МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска.

Чтение русской народной сказки «Теремок». Ритмические движения под музыку Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Основное назначение музыкальных.

Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку»Консультация для родителей «Учим малышей двигаться под музыку» Почему надо учить совсем маленьких двигаться под музыку? Потому что музыкальные движения (мы не можем сказать музыкально-ритмические).

Музыкально-ритмические композиции под музыку «Буратино», «Ha-fa-na-na» «БУ-РА-ТИ-НО!» 2 уровень сложности И. П. Дети стоят в кругу, на расстоянии вытянутых рук. Вступление - слушаю т музыку. 1 куплет: И. П. :.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Разминка под музыку «Далеко и близко, высоко и низко» Музыкальная разминка "Далеко и близко, высоко и низко" муз. сопровождение Ю. Кудинов Веселая песенка поможет детям не только закрепить понятия.

Театрально-музыкальное развлечение «Времена года-Весна» под музыку Вивальди «Времена года» А. Вивальди Весна. Цель: Показать красоту природы, связь времен года с музыкой. Научить детей вслушиваться и понимать художественную.

Утренняя гимнастика под музыку на свежем воздухеУтренняя гимнастика под музыку на свежем воздухе Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Импровизирование в дошкольном возрасте под музыку
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 17:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД