Юлия
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
Цель. Добиться правильного звучания изолированного звука [С].
1. Артикуляционная гимнастика.
«Загнать мяч в ворота».
Логопед : Давай вытянем губы вперед трубочкой и сильно подуем на ватный шарик, на одном выдохе загоним наш мяч в ворота. Постарайся не надувать щеки. Молодец!
«Подуть на бабочек».
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Звук [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Логопед : Посмотри какие красивые бабочки прилетели к нам в гости! Давай улыбнемся и положим широкий язык на нижнюю губу, как бы произнося звук ф, подуем на бабочек. Пусть они полетают. Воздушная струя у тебя должна быть узкая и постарайся не надувать щеки. Молодец!
«Лопаточка».
Логопед : Улыбнись и открой ротик. Положи широкий язык на нижнюю губу. Удерживай в спокойном состоянии. А я буду считать до 10. Молодец!
«Накажем непослушный язычок».
Логопед : Также положим наш язычок на нижнюю губу и пошлепаем его губами произнося звуки пя-пя-пя…Молодец! У тебя очень хорошо получается!
«Киска сердится».
Логопед : Улыбнись, открой ротик. Кончиком языка нужно упереться в нижние зубы. На счет «раз» - ты должен выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
«Почистим нижние зубы».
Логопед : Улыбнись, приоткрой ротик. А теперь кончиком языка «почисти» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево, затем вверх-вниз. Твоя нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
«Причешем язычок».
Логопед : Давай улыбнемся. Сожми зубки и широкий язычок должен протискиваться между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили его по спинке. Молодец! Как хорошо у тебя получается!
«Трубочка».
Логопед : А сейчас открой ротик, сверни язык трубочкой. Длительно подуй в нее.
«Качели».
Логопед : Улыбнись, открой ротик. На счет 1-2 поочередно твой язычок должен упираться то в верхние то в нижние зубки. Не двигай нижнюю челюсть. Молодец!
2. Постановка звука С.
Логопед : Кирилл произнеси звук И. Губы в улыбке. Сблизь зубки, «построй заборчик» и пусти по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. Давай представим что мы собираемся покататься на велосипеде. Но шины немного спустились, надо их накачать. Давай возьмем насос и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «ссс». Какое у тебя положение губ? Правильно – губы в улыбке. А теперь еще раз долго, сердито посвистим: покажем, как воздух выходит из насоса. Куда спрятался кончик языка? Правильно – кончик языка спрятался за нижние зубы. А какая струйка воздуха выходит когда мы произносим С: теплая или холодная? Поднеси свою руку ко рту и скажи С. Правильно – холодная. Давай еще раз посвистим, пустим по языку «ветерок».Молодец! У тебя очень хорошо получается.
3. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Логопед : Дождик, дождик, кап-кап-кап.
(Сжимание и разжимание кистей.)
Ты не капай, дождик, так.
(Поглаживание кистей.)
Мы хотим идти гулять.
(Пальчики здороваются.)
Солнце, выгляни опять.
(Поднимание и опускание пальчиков из И. п в замке.)
Занятие №2
Цель: Добиться правильного и четкого произношения звука С в слогах.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Насос».
Автоматизация звука С в прямых слогах
Логопед : Сначала внимательно послушай, а затем добавь по рифме нужное количество слогов.
Логопед : У стены стоит коса, Ребенок: са-са-са,са-са-са.
Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со.
Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су.
Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са.
На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы.
Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су.
Логопед : сначала произношу я, а потом ты за мной повторяешь:
Са-су-сы со-су-сы со-су-са сы-су-сэ
Сы-са-со са-сы-со сэ-сы-со сэ-со-сы
Упражнение на развитие мелкой моторики
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
(Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька для бобра.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка – кожура.
(Сжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь – кто куда!
(Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки.)
Упражнение на развитие фонематического слуха.
Логопед : Сейчас я буду произносить звуки, а ты должен хлопнуть тогда, когда услышишь звук С. М – Р – С - В – С – П - К – С- Р - З – Ч… А теперь я буду произносить слоги: МА – ПА – СА – ЛА – СУ – ВУ – БА.
Автоматизация звука С обратных слогах.
Логопед : Внимательно послушай и добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
Логопед : В сумке вкусный ананас, Ребенок: ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Стас Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.
Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.
Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
На тарелки абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Там, у пристани баркас. ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Логопед : Сначала произнесу я, а потом ты будешь повторять.
Ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус
Ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс.
Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных
Ста-сто-сту-сты,
Сма-смо-сму-смы,
Сна-сно-сну-сны,
Ска-ско-ску-скы,
Сва-сво-сву-свы.
Занятие № 3
Цель: Добиться правильного и четкого произношения звука С в словах.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Насос».
Автоматизация звука С в словах
1. Логопед : Сначала я буду произносить слова, а затем ты за мной повторяй:
Сад – сок – сом. Суп – сук – сам. Совы – сода – сотня. Сыпать – сытый – сытный. Судак – сухой – сундук. Судно – сумка – сутки. Сухо – сани – садик. Сапог – сынок – станок.
А теперь назови 5 слов которые ты запомнил.
2. Оса – коса – лиса. Несу – пасу – в лесу. Босой – косой – лесок. Кусок – носок – песок. Весы – носы – усы. Косы – бусы – усы. Посуда – косынка – посылка. Коляска – маска – пляска.
Формирование навыков звукового анализа
Перед ребенком выкладываются картинки в названиях которых имеется звук С (сад, сани, самолет, сова, сок, сом, сабля, сумка, оса, лиса, собака, сосна, посуда, капуста, носок, весы, бусы, поднос, ананас, автобус, кактус, насос.) Послушай начало слова. Покажи и назови тот предмет, который я загадала.
Ли…Бу…О…Анна…Ве…Капу…Авто…На…Как…
Упражнение на развитие мелкой моторики
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Трем кулаком о кулак.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев имитирующих посыпание солью.)
Мы капусту жмем.
(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
Сейчас посмотри на схему, обозначающую позицию звука в слове. И разложи все картинки, проговори их название, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.
Санки (звук С в начале слова, капуста (звук С в середине слова, поднос (звук С в конце слова).