МААМ-картинки

Индивидуальная работа воспитателя с родителями воспитанников

Дмитриева Надеждае
Индивидуальная работа воспитателя с родителями воспитанников

Н. В. Дмитриева, воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 480 им. В. В. Талалихина" kambulova1970@mail.ru

Аннотация. Данная статья о преимуществе индивидуальной работы с родителями различных «категорий» педагогической подготовленности.

Ключевые слова. Индивидуальная работа, семья, родители, требования, консультации, методы воспитания.

Публикация «Индивидуальная работа воспитателя с родителями воспитанников» размещена в разделах

Семья – глубоко интимный коллектив, и обсуждение отдельных педагогических ситуаций и вопросов, возникающих у родителей, возможно в ряде случаев только в ходе индивидуальной работы.

В групповых беседах не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит глубже «заглянуть» в процесс становления родителей как педагогов, выявить изменения, происходящие в семейном воспитании.

Основной формой индивидуальной работы является педагогическая консультация, ценность которой заключается в том, что родители идут на консультацию по собственной инициативе, они ищут помощи в выборе рациональных форм педагогического руководства. Естественность обстановки во время консультации исключает психологический барьер между педагогом и родителями.

Вполне естественно, что родители имеют различный уровень педагогической подготовленности, поэтому работу с ними следует проводить дифференцированно. Для удобства работы родителей лучше объединить в подгруппы по уровню педагогической подготовленности:

1 – обладающих достаточным объемом знаний, желающих и стремящихся их пополнить, проявляющих особый интерес к методам воспитания ребенка;

2 – родители с ограниченными педагогическими знаниями, проявляющими интерес к общим педагогическим вопросам, стремящиеся понять причины своих неудач;

3 – родители с очень скудными знаниями, не имеющие потребности их пополнить, интерес которых ограничен лишь конкретной педагогической ситуацией.

Практика показывает, что для первой группы родителей характерен здоровый эмоциональный микроклимат, демократический стиль взаимоотношений. В семье соблюдается единство требований к ребенку.

У родителей второй группы стиль взаимоотношений смешанный – авторитарный и демократический, имеют место конфликты между родителями. Единство требований соблюдается не всегда. Нет активного желания пополнить свои знания.

У родителей третьей группы стиль отношений в семье – авторитарный. Нет единства требований к ребенку, часто происходят спору по вопросам воспитания в присутствии детей. Ребенка не воспринимают как личность с ее потребностями и интересами. Преобладающий метод воздействия – наказание, нередки конфликты.

В работе с первой группой родителей можно использовать индивидуальные беседы и консультации с целью поддержать положительный опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, характера отношений с детьми, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности. Рекомендуется также проводить письменные консультации – можно завести специальный карманчик для вопросов родителей и ответов педагога. Эта форма удобна тем, что не требует больших затрат времени, а родители получают ответ на волнующий их вопрос, устанавливают контакт с педагогом, в то же время педагог устанавливает «обратную связь» - выявляет интересы, потребности родителей в педагогических знаниях.

Иногда возникают и незапланированные консультации, родители обращаются к воспитателю с просьбой ответить на вопрос. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний. Можно сказать родителям, что ответ на этот вопрос сложен и нужно время на его подготовку.

Работа педагога со второй группой родителей должна быть направлена на выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию. Родителям этой группы следует давать задания – пронаблюдать, когда ребенок проявляет непослушание (капризы, упрямство, каким тоном делаются ему замечания, как он на них реагирует, идут ли взрослые на уступки и т. д. Можно предложить и ведение дневниковых записей – пусть они записывают наиболее интересные проявления и пытаются дать им толкование. Основная задача в работе с родителями данной группы – вызвать у них критическое отношение к себе как воспитателю, изменить стереотип отношений к ребенку, методы воздействия на него.

Работа педагога с родителями третьей группы. Типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «прочный круг» - непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение, что ребенок «трудновоспитуемый», они ищут у него отрицательные черты, подтверждающее это мнение. Некоторые из них отказываются посещать занятия, мотивируя это отсутствием времени, тем, что на занятиях «нового ничего не получишь». С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы, выявлять испытываемые ими трудности в воспитании ребенка, давать конкретные рекомендации, кратко раскрывать содержание проблемных вопросов, чаще анализировать педагогическую деятельность, мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых.

Совместный с родителями анализ их воспитательной деятельности показывает недостаток имеющихся у них знаний. При углубленной работе воспитателя с родителями у них возникает интерес; так они чаще обращаются с просьбами ответить на волнующие их вопросы, к примеру, о детской игре, об организации досуга, что и как читать детям. В индивидуальной работе с этой категорией семей хорошо использовать метод домашних заданий, направленный на анализ родителями воспитательной деятельности. Например, пронаблюдать за манерой, тоном своего общения с ребенком, его реакцией на различные методы воздействия. Затем совместно с воспитателем проанализировать факты. Анализ собственной деятельности помогает родителям не только изменить методы воспитания, но и внимательнее присматриваться к ребенку, понимать его особенности.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями является дополнением к коллективным занятиям, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.

Встречи с родителями рекомендуется проводить регулярно, не реже одного раза в месяц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2006 г.

2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : Творческий Центр, 2004 г.

Публикации по теме:

Аппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьмиАппликация фольгой. Индивидуальная работа с детьми Приоритетным в моей работе является художественно-эстетическое развитие детей. Уделяю этому направлению большое внимание. И конечно, как.

Фотоотчет «Индивидуальная работа с детьми на прогулке»Фотоотчет «Индивидуальная работа с детьми на прогулке» Добрый вечер дорогие коллеги, родители! Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий.

Индивидуальная работа по изодеятельности с детьми раннего возрастаИндивидуальная работа по изодеятельности с детьми раннего возраста Рисование помогает детям быстрее познать мир. Так же у ребенка лучше развивается мелкая моторика рук. Появление целенаправленности,.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Работа с родителями воспитанников, посвящённая году экологии в РоссииРабота с родителями воспитанников, посвящённая году экологии в России 2017 год объявлен, как год экологии. Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Это сказывается на качестве жизни и пагубно.

Работа воспитателя с родителями в выходной деньРабота воспитателя с родителями в выходной день Выходные дни – это возможность побыть с семьей,приготовить что- то вкусненькое,провести время на природе,уделить время своему хобби,.

Самоанализ деятельности воспитателя за 2019–2020 учебный год (работа с родителями). Часть 2Самоанализ деятельности воспитателя за 2019–2020 учебный год (работа с родителями). Часть 2 На протяжении всего учебного года велась планомерная работа с родителями. Наши родители приняли активное участие: в выставке.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная работа воспитателя с родителями воспитанников
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 11:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД