Tatiana
Индивидуальный образовательный маршрут сенсорного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуально – образовательный маршрут развития ребенка
ИФ ребенка М. Д.
Дата рождения 09.01.2014г
Дата начала ИОМ 1.09.2015г
Проблема: Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств, по образцу и слову взрослого не может выполнить задание.
Возраст на начало развивающей работы : 1 год 8 мес.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут сенсорного развития ребенка» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность: имеет низкий уровень освоения программы по области: «Сенсорное развитие»
Цель (ИОМ) : Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно – двигательного и т. д.). Формирование сенсорного развития.
Задачи: Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина). Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки ребенка самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить ребенка с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину.
Количество занятий в неделю:1 раз в неделю при наличии необходимого материала. Работа ведется индивидуально.
Форма проведения: игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат: по образцу и слову взрослого подбирает предметы нужной формы и величины, ориентироваться в 3-4 цветах, подбирает по образцу.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Ответственные: воспитатель группы раннего возраста № 3 Чурсина Т. В.
Область развития : СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Месяц Возраст От 1 года до 2 – х лет
III - группа развития
Затрудняется в обследовании предметов, выделении нужных свойств. Путает названия цветов, геометрических фигур, по образцу и слову взрослого не может выполнить задание.
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Задачи
Содержание
Ожидаемый результат
Д И А Г Н О С Т И К А
Обучать действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний, например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец»
Знакомить с детским садом: группой, музыкальным залом., работниками детского сада.
Учить называть членов семьи, себя
Игра- экскурсия «Где мы играем, умываемся, спим?», «Кто здесь работает»
Игра «Найди пару», «Разложи по корзинкам», «Одень куклу», «Что в ладошке», «Разноцветные краски»
Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика».
Игровые задания: «помой посуду», «нарисуем дорожку».
Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки», «Лото», «Домино», «Мозаика»
Различает понятия «много», «мало», «большой», «маленький»
Начинает действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний.
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь Учить убегать в определенном направлении, ходить по кругу, выполнять задания воспитателя.
Формировать представление о конечном результате действия.
Учить играть на муз. инструментах, пользоваться муз. игрушками, прислушиваться к муз. звукам, менять интонацию, силу, высоту голоса.
Обуч/и «Беги к красному (желтому, зеленому) кругу»
«Возьми большой (маленький) мяч
Игры с погремушками, на ложках, на металлофоне, с бубном
Слушание детских песенок
Повторять музыкальные звуки, интонацию, силу и высоту голоса за муз. руководителем Действует в соответствии с речью взрослого, бежит в заданном направлении.
Играет на муз. инструментах, меняет интонацию, силу, высоту голоса подражая взрослому.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Учить ориентироваться в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
Учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт.
Развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук.
Контактные игры: «На, возьми»
Игра «Чудесный мешочек»,
Д/и «Птенчики»
Нетрадиционное рисование (печатанье) транспорта, деревьев: овощами, пальчиками, пробкой, поролоном, на мокрой бумаге и др.
Пересыпание сыпучих предметов (крупа, бусы, пуговицы)
Пальчиковая гимнастика:
«Осенние листья», «Фрукты», «Прилетайте птички», «Утята»
Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает».
Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».
Практическое задание: «Ой, летали птички». Начинают
формироваться представление о конечном результате действия.
Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Учить соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формировать восприятие и представления о свойствах предметов.
Учить выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства Показ предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живет»); прятание предметов, вынимаемых из мешочка или корзинки, их отыскивание и называние.
Показ предметов и действия с ними. Показ петушка: как петушок ходит, поет, клюет зернышки. Показ собачки: бегает, лает, кусается, ловит сахар. Показ кошки: ходит мягко, мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, играет с шариком. Показ птички: летает, клюет зернышки, чирикает.
Сюжетные показы: «Даша и цыпленок», «Кошка и бумажка», «Катя и петушок». Соотносит отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Обучить ходьбе в заданном направлении, по кругу. Обучить прыжкам на двух ногах на месте.
Развитие равновесия.
Упражнять в ходьбе в заданном направлении.
Обучить навыку катания мяча в прямом направлении двумя руками.
Обучить ползанию по доске, лежащей на полу. Развитие координации. Ходьба по цветным ориентирам, оп кругу.
п/и «Цветные автомобили»
о/и «Прыгаем как пружинки»
Катание мяча в прямом направлении.
о/и «Прокати в воротца»
игра с/п «Гуси - лебеди» Ползание по гимнастической скамье посредством
о/и «Ползем как кошка»
п/и «Осенний листопад» Ребенок по сигналу самостоятельно умеет передвигаться в заданном направлении. Ребенок овладевает прыжком вверх на месте с сохранением исходного положения.
Ребенок берет и катит мяч того цвета, который указал воспитатель.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь Познакомить ребёнка с музыкальными инструментами – наглядно продемонстрировав как правильно их брать в руки
Обращать внимание на правильное положение кистей рук и ладоней во время игры на муз. инструментах.
«Весёлые погремушки»
«Зазвени, мой колокольчик»
«Развесёлый барабан»
«Развесёлый барабан»
«Бубен с погремушкой»
«Озорные ложки» Правильно использует движения пальцев и ладоней во время игры на муз. инструментах.
Запоминает как правильно играть и держать муз. инструмент.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Учить ориентироваться в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова «открой», «закрой», «большая», «маленькая». Контактные игры: «Дай мне»
Игра «Чудесный мешочек»,
«Угадай на вкус», «Заплети косичку», «Бусы»
Нетрадиционное рисование ( печатанье: овощами, пальчиками, пробкой, поролоном, на мокрой бумаге
Пересыпание сыпучих предметов (крупа, бусы, пуговицы и т. д.)
Пальчиковая гимнастика:
«Овощи», «Маша и варежка»
Игра «Нанизывание колец, убывающих по величине»
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Формировать поисково-ориентировочные действия (ориентировка типа «Что это?», «Что с этим можно делать?», знаний о назначении предметов;
Обучать сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам; Игры: «Мишка заболел». Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.
Показ предметов и действий с ними. Показ кукол: кормление куклы, укладывание спать, купание, катание на машине; кукла Катя поет и пляшет
Сюжетные показы: «Зоин домик», «Постройка домика с мебелью» (из крупного строительного материала, «Мишка заболел» или «Кукла заболела», «Постирать и погладить кукле платье» и др. Сравнивает и различает предметы в соответствии с их функциональным назначением, применяет такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Закрепить навык ходьбы в заданном направлении и по кругу.
Упражнять в беге по кругу с поворотом в другую сторону, по сигналу.
Обучать навыку передвижения по гимнастической скамейке. Ходьба по цветным ориентирам, по кругу.
п/и «Цветные автомобили»
Ходьба по гимнастической скамейке.
п/и «Мыши в кладовой» Ребенок по сигналу самостоятельно умеет передвигаться в заданном направлении. С подстраховкой передвигается по гимнастической скамье.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Учить правильно использовать геометрические фигуры в своей деятельности (по назначению)
Формировать понятие о способах классификации предметов по различным признакам, развивать любознательность. Игровое задание «Рвем газеты, строим горы»
Д/И «Подбери к образцу» Нетрадиционное рисование «На мятой бумаге», «Пробками», «Волшебные веревочки»
Контактные игры: «Найди, где»
Игра «Сдуваем снежинки», Упражнение «Ветерок»
Пересыпание сыпучих предметов (крупа, бусы, пуговицы и т. д.)
Пальчиковая гимнастика:
«Кормшка, «Снежок»,«Елочка»
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению
Различает и подбирает цвета.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Учить ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
Подбирать по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета
Игры с сортерами
Д/и «Складывание трехместной матрешки»
Нетрадиционное рисование (печатанье) овощами, пальчиками, пробкой, поролоном.
Игра с прищепками «Погремушка», дидактическая игра «Разные уточки».
Пальчиковое рисование «Снежинки». Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Формировать практическую направленность на свойствах объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами : величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша). Показ предметов и действий с ними. Показ кукол: кормление куклы, укладывание спать, купание, катание на машине; кукла Катя поет и пляшет
Сюжетные показы: «Зоин домик» «Постройка домика для Деда Мороза» (из крупного строительного материала, «Мишка заболел»
Выполняет различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь Обучать броску мешочка в цель. Закреплять навык бега в определенном направлении.
Развивать основные движения, ориентировки в пространстве. Развивать двигательную активность. П/и «Солнышко дождик»
ОВД: Бросок набивного мешочка красного (синего) цвета в обруч, лежащий на полу.
О/и «Веселая пляска»
игра с/п «Гуси - лебеди» Ориентируется в пространстве, бежит в заданном направлении. Находит мешочек определенного цвета в корзине и бросает его в цель.
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Продолжать использовать пальчиковые упражнения.
«Зимний ветерок»
«Падает снежок»
«Щиплется мороз»
Более чёткие движения в мелкой моторике рук.
В конце учебного года было проведено повторное обследование по сенсорному развитию детей группы риска, которое показало что, Миша научился:
• по образцу и слову взрослого подбирает предметы нужной формы, ориентируясь в четырех контрастных формах;
• различает предметы по величине;
• собирает пирамидку из 3—5 колец;
• составлять разрезные картинки из двух частей;
• по предложению взрослого отбирает предметы определенного цвета.
Но вместе с тем необходимо продолжать:
• накапливать у детей цветовые впечатления;
• проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.);
• формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине;
• учить доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру;
• из строительного материала возводит по образцу,