МААМ-картинки

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении

Татьяна Золотарева
Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении

МБДОУ «Радуга»

Снежненского сельского поселения

Индивидуальный образовательный маршрут

ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разработал: педагог-психолог

Золотарева Татьяна Алексеевна

2017 г.

1. Педагогическая диагностика (определение уровня развития ребенка, в том числе, его качества и способности).

Публикация «Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В Основной общеобразовательной программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Радуга» Снежненского сельского поселения Комсомольского района Хабаровского края» согласно ФГОС ДО педагогическая диагностика ребенка с ОВЗ рассматривается как оценка индивидуального развития ребенка с ОВЗ дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования развивающей и коррекционной работы с ним. При диагностике происходит оценка развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Выявляются основные проблемы и особенности развития ребенка с ОВЗ.

Диагностическая работа проводится в ходе наблюдений за активностью ребенка с ОВЗ в спонтанной и специально организованной деятельности (непосредственно образовательной деятельности, в беседах с родителями, при обработки выписки из амбулаторной карты ребенка.

Направлена на изучение:

- коммуникации со сверстниками и взрослыми;

- игровой деятельности;

- познавательной деятельности;

- художественной деятельности;

- физического развития.

Инструментарий — индивидуальные карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка с ОВЗ. На основе этих карт мы разрабатываем индивидуальные маршруты.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей, с одним ребенком.

Диагностику в начале года, в конце года, а при необходимости и в середине года проводят все специалисты и педагоги ДОУ: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог. Мониторинг ведется ежедневно.

2. Определение долгосрочный и краткосрочных целей и задач, а также путей их достижения.

Цели индивидуального образовательно маршрута :

1. открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности, помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке своих собственных возможностей, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, вовлечение родителей в творческий процесс.

2. создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника с ОВЗ, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка с ОВЗ.

Задачи индивидуального образовательного маршрута :

1. выявить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;

2. осуществлять индивидуальную педагогическую и психологическую помощь ребенку с ОВЗ;

3. способствовать усвоению ребенком основной и адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

4. обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка с ОВЗ, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;

5. оказать методическую помощь родителям ребенка с ОВЗ :

6. создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребенка с ОВЗ;

7. организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников и специалистов ДОУ и родителей по развитию ребенка с ОВЗ;

8. совершенствовать стиль общения педагога с ребенком с ОВЗ : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника.

9. создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

10. формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Пути достижения целей и задач ИОМ:

Создание в ДОУ путей достижения целей и задач ИОМ ребенка с ОВЗ, способствующих позитивной социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка, а именно:

- проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков в физическом и психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением, проведение общих оздоровительных мероприятий.

Приоритетная деятельность ДОУ по профессиональной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного общего образования.

Общеобразовательные и коррекционные задачи в ДОУ решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей (в основном образовательном процессе) за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционно-развивающие занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные).

В ДОУ созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ, комфортности пребывания его в ДОУ. Работа дошкольного учреждения обеспечивает семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, государственные гарантии доступности и

равных возможностей для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и в полной мере отвечает запросам родителей.

Главным условием развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательный процесс включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

- воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

- образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка с ОВЗ, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

- коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у ребенка с ОВЗ;

- социализирующая - овладение ребенком с ОВЗ системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.

3. Определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программ.

По согласованию со специалистами и педагогами ДОУ, а также родителями ребенка с ОВЗ, срок действия маршрута по основной и адаптированной программам определяется в соответствии с поставленными задачами и целями на один учебный год. Ребенок с ОВЗ воспитывается в подготовительной группе, следовательно, действие ИОМ ребенка с ОВЗ рассчитано на период с 1 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года (в летний период ребенок обязательно посещает ДОУ, если не находится на реабилитации или в выездном отпуске с родителями).

Следующие пункты представлены в общей таблице.

4. Определение роли родителей

5. Разработка учебно-тематического плана

6. Определение содержания, форм работы

№ п/п Дата Тема занятия Используемые технологии, формы и методы Определение роли родителей

1. 1 неделя сентября Инд. занятие на развитие диафрагмального дыхания через игры и упражнения Упражнения на релаксацию, глазодвигательные, ритмирование организма, работа с тонусом Практикум для родителей для занятий дома

2 неделя

сентября Инд. занятие на развитие сенсомоторной сферы Развитие общей, мелкой моторики, зрительно-моторной координации Совместные с ребенком пальчиковые игры, массажи рук

3 неделя сентября Инд. занятие по снятию повышенного тревожного фона Телесно-ориентированные игры Совместные релаксационные упражнения

4 неделя сентября Инд. занятие по повышению уровня самооценки Демонстрация ребенку его компетентности в различных видах деятельности Консультация-практикум для родителей

2. 1 неделя октября Инд. занятие по развитию и совершенствованию внимания Двигательные упражнения, развивающие игры, использование маркеров Задание для родителей: придумать свою развивающую игру

2 неделя октября Инд. занятие на развитие свойств памяти: концентрации, переключения, объема Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые, вербальные игры Задание для родителей: приобрести новую настольно-печатную игру для ребенка

3 неделя октября Инд. занятие на развитие мыслительных операций Использование иллюстраций, фотографий, пособий, видео, игрушек Задание для родителей: сделать новые фотографии с ребенком

4 неделя октября Инд. занятие на развитие мыслительных операций Двигательные упражнения, развивающие игры Консультация-практикум: как можно интересно играть с ребенком дома

3 1 неделя ноября Инд. занятие по развитию эмоционально-личностной сферы ребенка Изображение (рисование) различных эмоций ребенком на бумаге Совместное с ребенком занятие

2 неделя ноября Инд. занятие по развитию диафрагмального дыхания Упражнения на релаксацию, глазодвигательные, ритмирование организма, работа с тонусом Практикум для родителей для занятий дома

3 неделя ноября Инд. занятие по рекомендациям врача-педиатра Массаж кистей рук массажными шариками Практикум для родителей для занятий дома

4 неделя ноября Инд. занятие по развитию общей моторики и координации движений Упражнения в движении, физкультминутки, развитие пространственной ориентации Консультация: держим спинку прямо

4 1 неделя декабря Инд. занятие на развитие наглядно-действенного мышления Двигательные игры и упражнения, использование иллюстраций, пособий, книг Задание родителям: принести из дома любимую книгу ребенка

2 неделя декабря Инд. занятие по снятию общего тревожного фона Песочная терапия: поиграем в сказку «Мое настроение» Совместная игра: ребенок, родитель, педагог-психолог

3 неделя Инд. занятие по развитию первых творческих способностей Мини-спектакль «Царевна-Несмеяна» Совместное творчество: ребенок, родитель, педагог-психолог

4 неделя Инд. занятие по развитию зрительной и слухо-речевой памяти Использование мнемотехники в развивающих играх «Поменяй местами», «Картинки, разбросанные по комнате» Практикум для родителей для занятий дома

5 3 неделя января Инд. занятие на развитие диафрагмального дыхания Упражения «Насос», «Дутибол». Практикум для родителей для занятий дома

4 неделя января Инд. занятие по сенсомоторному развитию Пальчиковее игры «Колечки», «Колечки с усложнениями» Задание для родителей: придумать пальчиковую игру для ребенка

6 1 неделя февраля Инд. занятие по сенсомоторному развитию Глазодвигательыне упражнения (слежение за объектом, конвергенция) Практикум для родителей для занятий дома

2 неделя февраля Инд. занятие по развитию общей моторики и координации движений Маршировка, бег, поскоки Совместное занятие с ребенком, родителем, педагогом-психологом на участке ДОУ

3 неделя февраля Подгрупповое занятие-тренинг «Давайте жить дружно!» Упражнения «Комплименты», «Интервью», «Клубочек» Родитель участвует и предлагает свои идеи

4 неделя февраля Подгрупповое занятие – экскурсия по ДОУ Экскурсия-наблюдение-беседа Родителю необходимо проверить: всю ли структуру ДОУ отследили дети

7 1 неделя марта Инд. занятие по развитию мозговых механизмов Упражнения на межполушарное взаимодействие «Лезгинка», «Реципрокные движения» Практикум для родителей для занятий дома

2 неделя марта Инд. занятие по развитию ориентировки в пространстве Ориентировка в пространстве собственного тела, игры перед зеркалом Задание родителям: соорудить картонный макет человека

3 неделя

марта Инд. занятие по развитию ВПФ Упражнения на развитие внимания «Три ладошки», «Хлопни, когда услышишь» Практикум для родителей для занятий дома

4 неделя

марта Инд. занятие по развитию ВПФ Упражнения на развитие мышления «Покажи то, что я назову», «Что не подходит?» Изготовление родителем картотеки для развития мышления

8 1 неделя апреля Инд. занятие для снятия мышечного напряжения Телесно-ориентированные игры «Насос», «Тряпичные куклы» Совместное занятие с ребенком, родителем, пеадгогом-психологом

2 неделя

апреля Инд. занятие по снятию психического напряжения Лепка из пластилина «Мое настроение» Практикум для родителей для занятий дома

3 неделя

апреля Инд. занятие по развитию общего восприятия Конструирование из природных материалов по замыслу автора Задание родителям: придумать вместе с ребенком предмет конструирования

4 неделя

апреля Инд. занятие по воспитанию культурно-гигиенических навыков Упражнение «Водные процедуры у меня дома» Задание родителям: придумать новую губку-игрушку для ребенка

9 1 неделя мая Инд. занятие по развитию трудовой деятельности Упражнение «Что умею делать дома» Задание родителям: придумать новую обязанность для ребенка

2 неделя мая Инд. занятие по развитию познавательной сферы Упражнения «Сложи листик», «Собери квадрат из 5 частей», «Пчелкин счет» Задание родителям: придумать новую познавательную игру

3 неделя мая Инд. занятие по формированию правил и норм поведения в обществе Упражнения «Скажи, с кем ты дружишь», «Настоящий друг» Практикум для родителей для занятий дома

4 неделя мая Инд. занятие по снятию мышечного напряжения Упражнения «Трансформеры», «Шалтай-Болтай» Задание родителям: придумать новую расслабляющую игру для ребенка

В таблице представлены, в основном, индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ – такое занятие по циклограмме работы педагога-психолога и согласно ИОМ – один раз в неделю. Также один раз в неделю ребенок с ОВЗ посещает подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми логопедической группы у педагога-психолога, направленные, в основном, на развитие эмоционально-волевой сферы, сплоченности группы, коммуникабельности.

7. Интеграция с другими специалистами.

В нашем ДОУ с детьми работают сразу несколько специалистов: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель.

Создание единой сплоченной команды участников педагогического процесса необходимо для комплексного воздействия на личность ребенка с ОВЗ. Только комплексный подход всех участников дает возможность построить эффективный воспитательно-образовательный процесс.

Цель интеграции деятельности педагогов при формировании целостной картины мира дошкольника с ОВЗ заключается в :

- создании условий для развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- обеспечение эффективной, разноплановой, дифференцированной помощи ребенку с ОВЗ, бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка;

- совершенствовании системы взаимодействия специалистов ДОУ в целях улучшения качества образования согласно ФГОС ДО.

Для осуществления эффективной интеграции специалистов и воспитателей в условиях ДОУ необходимым является создание особых образовательных условий для воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ :

1. Система работы строится с учетом стандартов содержания образования, нормативно-правовой базы содержания образования. В основе содержания лежит: Основная образовательная программа ДОУ; - Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ; - Методики и технологии в работе с той или иной категорией детей.

2. Так же с учетом психофизиологических особенностей детей с ОВЗ необходимо разработать оптимальный режим работы (режим дня, режим двигательной активности, учебный план, сетку занятий).

3. Необходимым условием является создание специальной коррекционно- развивающей, предметно-пространственной среды. В детском саду спроектированы специальные помещения, где осуществляются разные виды помощи детям: выявление недостатков развития, дифференциальная диагностика, консультирование родителей, а также комплексная физкультурно-оздоровительная и психолого-педагогическая помощь. Микросреда в группе ДОУ должна соответствовать современным СанПиНам, ФГОС ДО, принципам доступности, полноты и т. д.

4. В обучении и воспитании детей с ОВЗ коллектив специалистов и воспитателей ДОУ должен не только понимать задачи и стратегии коррекционно-развивающей работы, но и действовать в четкой согласованности, знать последовательность и направления действия каждого участника педагогического процесса. Разнородная по сути деятельность каждого специалиста должна быть сведена в общую картину, рисующую индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка. В этом состоит одна из важнейших задач взаимосвязанной работы.

Каждый специалист в силу своей квалификации и статуса определяет:

- конкретные проблемы, подлежащие корректировке средствами его деятельности;

- заключение на основе общего направления собственной деятельности;

- приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках индивидуально-коррекционной работы;

- промежуточные и итоговые результаты индивидуально-коррекционной работы.

Взаимосвязанная деятельность представляет собой несколько этапов:

1этап. Взаимодействие в работе начинается с проведения первичной диагностики (мониторинга). Необходимо тщательное обследование ребенка с ОВЗ всеми участниками педагогического процесса в рамках своей деятельности. Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

2 этап. После проведения обследования ребенка с ОВЗ, участники педагогического процесса проводят обсуждение его результатов. Результатом данного обсуждения является заполнение индивидуальной карты развития ребенка, где каждый специалист и воспитатель отмечают в полном объеме свои наблюдения по результатам обследования, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.

3 этап. Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, в ходе которого могут быть внесены коррективы. Реализация коррекционно- развивающего процесса, его успехи, трудности обсуждаются на ПМПк, на совещаниях педагогов.

4 этап. Итоги коррекционно-развивающего процесса. Обсуждение итогов строится исходя из данных проведенного обследования (сентябрь, январь, май, по итогам которого каждый специалист составляет мониторинги, диаграммы, таблицы результатов работы. Всеми участниками педагогического процесса составляется единый итоговый мониторинг, отчет эффективности коррекционно-развивающего процесса. Таким образом, интеграция специалистов и воспитателей необходима для определения коррекционно-диагностической программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды при формировании личности дошкольника.

8. Определение способов оценивания успехов воспитанника.

1. Определение критериев оценки достижений ребенка с ОВЗ на основе наиболее значимых задач, которые ребенок решает в деятельности при реализации соответствующей образовательной области.

2. Конкретизация критериев в соответствии с возрастной нормой освоения деятельности и особенностями развития ребенка с ОВЗ при реализации соответствующей образовательной области.

3. Уточнение критериев и формулирование индикаторов на основе этапов освоения ребенком с ОВЗ действия : этап поддержки действия взрослым, этап самостоятельности, этап инициативности и творчества.

Публикации по теме:

Формирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. ФотоотчетФормирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Фотоотчет Вашему вниманию предоставляю фотоотчет конкурса на тему "Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении". Проблема развития.

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Индивидуально-образовательный маршрут ребенка во второй младшей группе Социально-коммуникативного развитие: Ребенок может общаться спокойно, без крика. Доброжелательно относится к другим детям, умеет делиться.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Рабочая программа по сенсорному развитию «Малышок» (индивидуально образовательный маршрут) Рабочая программа по сенсорному развитию «Малышок» (индивидуально образовательный маршрут) Вторая группа раннего возраста Срок реализации.

Работа педагога с родителями в дошкольном образовательном учреждении Содержание работы педагога с родителями включает в себя вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Семинар для педагогов «Система сопровождения ребенка с СДВГ в дошкольном образовательном учреждении» СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью — доставляет немало проблем не только самому ребенку, но и окружающим его людям: родителям,.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-образовательный маршрут ребенка-инвалида в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 27 мая 2019 в 05:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД