Пелагея Сарапина
Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие», где сказано, что трудовая деятельность должна обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей.
Публикация «Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Приобщение ребенка к трудовой деятельности меняет у него представление о себе и об окружающем мире. Изменяется самооценка при достижении цели в трудовой деятельности.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Воспитательный процесс, направленный на приобретение позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен только при создании организационных и психолого-педагогических условий.
Компоненты трудовой деятельности
Трудовая деятельность для детей включает в себя следующие компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В развитии целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: необходимость получить положительную оценку от взрослых; внутреннее удовлетворение; желание пообщаться со взрослым; потребность чему-то научиться; помочь кому-нибудь.
Цель - это то, к чему надо стремиться. Условиями рождения и утверждения цели в труде являются ее простота понимания для ребенка (для чего это надо сделать).
При дальнесрочной цели необходимо, ее необходимо разбить на части: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается, если ребенок видит будущий результат.
Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно постигает трудовые навыки. Младший дошкольник выполняет трудовые действия под руководством и присмотром взрослого. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями, способен постигать трудовые навыки без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей развиваются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале планирование осуществляется полностью воспитателем: он рассказывает, поясняет цель труда, выбирает необходимые материалы и приспособления, раскладывает их отдельно для каждого ребенка в определенном последовательности, показывает или напоминает шаги трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать.
Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. Оценка воспитателя всегда должна быть положительной, иметь воспитательную направленность. В процессе трудовой деятельности, воспитатель всесторонне развивает детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, возможностях; способствует формированию жизненно важных умений и навыков, воспитывает ответственность, самостоятельность и ценность к собственному труду и труду других людей, настраивает каждого ребенка на успешность.
Виды труда в ДОУ :
Самообслуживание – это труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке.
Труд в природе, труд организованный в уголке природы, в цветнике, на огороде, на клумбах.
Ручной труд – развивает абстрактное мышление, конструкторские способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, бумагой, клеем, природными и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации, в этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.
Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.