Елена Барышова
Индивидуальное логопедическое занятие для старших дошкольников с ОНР «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш] в словах и предложениях» составлено учителем – логопедом Барышовой Е. А. для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи).
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие для старших дошкольников с ОНР „Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Речевой материал - чистоговорки и стихотворения, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия.
Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.
Ход занятия
I Организационный момент (слайд №2)
Логопед : К нам сегодня в гости пришла Маша. Маша очень хочет пойти в школу, узнать много нового и найти интересных друзей. Она пришла к нам, чтобы посмотреть, как мы умеем красиво и правильно произносить звук [ш], потому что, так же как и ты, раньше, не умеет его произносить. Поможем Маше?
Ребенок: Поможем.
II Основная часть
Логопед : Что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался? (слайд №3)
Ребенок: Гимнастику для язычка.
Логопед : Правильно. Мы покажем нашей гостье все упражнения, которые ей пригодятся.
Артикуляционная гимнастика «Здравствуй, язычок!»
Жил на свете язычок! Вот такой!
Ребенок высовывает язычок
У язычка был домик – это рот. Вот такой! Ребенок широко раскрывает рот
У домика была дверь – зубы. Ребенок показывает зубы
Каждое утро двери открывались Ребенок открывает рот и высовывает язычок
Язычок выходил на улицу и говорил:
«Здравствуй, утро!» - а потом делал зарядку. Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз. Ребенок делает зарядку с язычком, в соответствии с его движениями
Логопед : Вот наш язычок и размялся немного. А давай мы Маше расскажем про звук [ш], чтобы она больше о нем узнала. Какой это звук?
Ребенок: (произносит звук [ш]) он согласный, глухой, твердый. Когда мы его произносим у нас язычок находится за верхними зубами, а губы округлены и выдвигаются вперед.
Изолированное произношение звука
Логопед : Посмотри, как часто в жизни мы встречаем звук [ш]! (слайд № 4)
Логопед : Молодец. Посмотри, какая наша гостья красивая, давай мы ей «подарим» комплименты (слайд № 5)
Проговаривание чистоговорок (сначала педагог, затем ребенок)
Ша - ша - ша – какже Маша хороша!
Шо-шо-шо – вместе с Машей хорошо
Шу – шу - шу – Маше кашу принесу
Ши – ши – ши – кушай кашу, не спеши.
Логопед : Маша очень любит гулять и зовет нас с тобой прогуляться в лес. Что Маша оденет на прогулку?
Развитие фонематического восприятия
(логопед произносит ребенку слова, ребенок выбирает правильное слово и произносит его)
САПКУ СЯРФ СТАНЫ ФУБКУ
ФАПКУ ШАРФ ТАНЫ СУБКУ
СЯПКУ ФАРФ ФАНЫ ШУБКУ
ШАПКУ САРФ ШТАНЫ УБКУ
Логопед : Молодец, правильно, а еще мы знаем стишки про зимнюю одежду, давай Маше расскажем! (слайд № 6)
У шапки – ушанки
Шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать
Шапкины ушки.
Хороши штанишки
у нашего малышки –
что за кармашки,
ремешки да пряжки!
Для Мишутки – малыша
Вяжет Маша теплый шарф,
Шарф на шею он повяжет
И «спасибо» Маше скажет
Теплую шубку
Наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка,
Как медвежонок Мишка!
Логопед : Теперь мы может отправляться на прогулку
Массаж «Прижимающий»
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Шел медведь к своей берлоге мизинец
Да споткнулся на пороге. безымянный
«Видно очень мало сил средний правая
Я на зиму накопил», - указательный рука
Так подумал и пошел большой
Он на поиск диких пчел. большой
Все медведи – сладкоежки, указательный левая
Любят есть медок без спешки, средний рука
А наевшись без тревоги безымянный
До весны сопят в берлоге. мизинец
Логопед : Посмотри, кого Маша встретила в лесу? (слайд №7)
Ребенок: Своего друга Мишку.
Логопед : Правильно, это медведь. Давай посмотрим, что есть у мишки!
Дидактическая игра: «Посчитай от 1 до 5»(Согласование числительного с существительным). На слайде № 7 появляется шишка, ребенок считает:
одна шишка
две шишки
три шишки
четыре шишки
пять шишек.
Фонематический анализ слов (определение позиции звука в слове)
Логопед : А сколько еще всего мы можем увидеть в лесу, давай посмотрим на картинки и определим в каких из них есть звук [ш], а в каких его нет (слайд № 8). Ребенок отвечает полным ответом.
Логопед : Молодец, ты всё правильно сказал. Маша тоже хочет, так же как и ты научиться определять наличие звука в словах, поможем ей?
Ребенок: Да.
Логопед : Но мы не просто определим, есть или нет звук [ш] в слове, но и расскажем Маше, где именно он находиться. Посмотри внимательно на все картинки и скажи, какая здесь ошибка? (слайд № 9)
Ребенок (отвечает полным ответом) : в первом столбце находятся картинки, в которых звук [ш] в начале слова, а во втором столбце – в конце нужно поменять картинки камыш и шея, потому что в слове камыш [ш] находится в конце слова, а в слове шея – в начале слова.
Логопед : Маша устала, давай вместе с ней немного отдохнем!
Гимнастика для глаз
Ребенок растирает ладони друг о друга, прикладывает их к закрытым глазам, скрестив пальцы на лбу и плотно прижав их между собой, чтобы свет не проникал в глаза. Между глазами и ладонями оставить свободное пространство, не надавливать. (упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки)
Мы ладошку о ладошку
Разотрем с тобой немножко,
Да не немножко, а сильней,
Ладони станут горячей.
Теперь ладошки наши
Мы на глаза положим,
Но делать это, дети,
Нужно осторожно!
Тепло получат глазки
В полной темноте,
Ни лучика от солнца
Не видим мы нигде.
Так отдохнули глазки,
Проснулись и опять
Всем сразу улыбнулись
И пошли гулять.
Совершенствование навыка слогового анализа слов
Логопед : Чтобы наша Маша еще лучше училась в школе давай ее научим определять количество слогов в слове! (слайд № 10). Сколько слогов в слове карандаш, кошка, шар?
Ребенок (отвечает полным ответом) :
в слове карандаш три слога;
в слове кошка два слога;
в слове шар один слог
Логопед : Всё верно, ты молодец! Наша гостья всё запомнила и говорит нам спасибо, она обязательно будет повторять все упражнения и задания. Чтобы закрепить правильное произношение звука [ш]. Маша решила еще немного погостить у своего друга в лесу, а нам с тобой пора возвращаться обратно в детский сад. Давай мы вместе с тобой попрощаемся с Машей.
Ребенок: До свидание Маша! (Слайд № 11)
Координация речи с движением «Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
Ходьба на месте
Мы в лесок гулять ходили.
Что вы, ручки, работали?
Присели, «собирают» цветы
Мы цветочки там искали
А вы, глазки, помогали?
Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо
Мы искали да смотрели,
Все полянки оглядели.
Логопед : Вот мы и вернулись в наш детский сад.
(садятся на стульчики за стол)
III Итог занятия
Рефлексия
Смысловая рефлексия занятия :
- Кто сегодня к нам приходил в гости?
- Какой звук наша гостья вместе с нами училась произносить?
Эмоциональная рефлексия занятия :
– Что понравилось тебе больше всего?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное?