Алексеева Светлана
Индивидуальное занятие с ребёнком со стёртой формой дизартрии «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах, словах.
3. Развитие фонематических процессов, речеслухового внимания и памяти.
4. Формирование интонационной выразительности речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
6. Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия.
Оборудование: предметные картинки со звуком [ш], картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики, мяч, кубик с разным количеством кружков на гранях, фитбол.
Публикация «Индивидуальное занятие с ребёнком со стёртой формой дизартрии „Автоматизация звука [ш] в слогах, словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Ход: 1. Организационный момент. Произнесение «Формулы правильной речи» :
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш]. Скажи, звук [ш] какой? Почему? Как правильно произносить звук [ш]? (Ребёнок показывает руками и рассказывает, в каком положении губы, зубы, язык).
Самомассаж лица и шеи.
Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони.)
Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)
А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз
Книзу делаем кольцо. справа и слева.)
Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб.) Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)
Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)
Их погладим, разомнём. (Поглаживаем и разминаем щёки.)
Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)
И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)
А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)
И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)
Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки
Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.)
Кружит пёрышка частичку (Делаем спиралевидные движения вниз
Ветра юного каприз. по носогубным складкам.)
Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)
И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)
И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)
Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)
А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)
Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)
И затем на этом месте
Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ.)
Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)
Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)
Подбородок нам бы с вам (Перетираем подбородок
между пальцами.)
Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)
И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)
А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз
Вниз по шее – с проволочкой – раскрытой ладонью с отставленным
Мы стекаем, как ручей. большим пальцем.)
3. Дыхательная гимнастика.
1) Вдох через одну ноздрю, выдох через другую.
2) Вдох через ноздрю и с задержкой дыхания выдох через неё же.
4. Самомассаж языка.
1) Язык протискивается между губами и втягивается обратно.
2) Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей поверхности от кончика до корня, постепенно высовывая и снова втягивая.
3) Губы в улыбке, зубы сжаты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.
4) Повторяется первое упражнение.
5. Артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Бублик», «Фокус».
6. Игровое упражнение «Разговор мартышек». (Работа над голосом и мимикой).
- Шма-шмо. (грустно)
- Шма-шмо-шму. (с огорчением)
- Шма-шмо-шму-шмы? (вопросительно)
- Шна-шно. (обиженно)
- Шна-шно-шну. (одобрительно)
- Шна-шно-шну-шны! (радостно)
7. Игра «Мяч не трогать иль поймать — постарайся отгадать».
Ребёнок должен поймать мяч, если он услышит в слове звук [ш], либо спрятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребёнок поймает мяч, ему предлагается произнести слово, выделяя звук [ш].
8. Игра «Кнопочки».
На полу в виде дорожки лежат картинки, ребёнок называет картинку, подбрасывает кубик и повторяет слово столько раз, сколько кружков («кнопочек») на стороне кубика, нажимая пальчиком на «кнопочки».
9. «Игра на пианино».
Ребёнок, имитируя игру на пианино, проговаривает четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук-стук-стук (тихо,
И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).
Ударяй сильнее: стук-стук-стук (громко,
И тогда услышишь громкий звук (громко).
10. Придумывание слов со звуком [ш].
Ребёнок называет слово со звуком [ш] и делает прыжок на фитболе.
11. Итог.
Логопед. Молодец, Катя! Ты справилась со всеми заданиями.
Какой звук учились правильно говорить? Напомни, как правильно произносить звук [ш]. Помни, что его всегда нужно произносить правильно.
Использованная литература
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Каро, 2003. – 96 с.
2. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
3. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб. : Литера, 2013. – 96 с.
4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами – СПб. : Союз, 2005. – 192 с.
5. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] : Пособие для логопедов. – СПб. : КАРО, 2006. – 256 с.