Елена Гаспарян
Индивидуальный маршрут на ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный маршрут развития
Основные направления коррекционной работы:
Краткая характеристика уровня речевого развития Направления работы Задачи коррекционной работы по периодам Ответственные
I II III
Состояние звукопроизношения.
Полиморфное нарушение звукопроизношения. Постановка звуков Ш, Ж, Л, Р, РЬ
Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры Выработка новых произносительных умений и навыков. Выработка основных артикуляционных укладов в соответствии с группой звуков.
Публикация «Индивидуальный маршрут на ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Артикуляционная гимнастика для звука Ш.
Постановка звука Ш.
Автоматизация звука Ш в речи. Дифференциация звуков С-Ш.
Аналогично со всеми звуками. Логопед.
Воспитатели.
Родители.
Логопед.
Логопед.
Воспитатели.
Родители.
Понимание речи. Ребенок понимает обращенную речь Развитие понимания речи. -Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;
-Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло? мама приклеивает или заклеивает конверт) Определять правильность смысла предложенных предложений.
-Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;
Логопед.
Родители.
Фонематический слух, фонематическое восприятие.
Не выделяет заданную произносительную единицу среди других.
Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.
Дифференциация звуков затруднена. Формировать фо-нематический слух, фонематическое восприятие. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка. Учить узнавать заданный звук (правильно произносимый) среди других фонем, определение наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова. Учить дифференцировать слоговые ряды, воспроизводить слоговые ряды.
Определять первый звук, последний звук в слове, проводить звуковой анализ, отбирать картинки на заданный звук, придумывать слова на заданный звук. Продолжать работу по дифференциации звуков. Автоматизировать полученные новые речевые навыки в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.
Развивать навыки самоконтроля качества своей речи. Логопед.
Воспитатели.
Состояние мелкой моторики
Развита недостаточно, ведущая рука: правая Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики. Логопед.
Воспитатели.
Зрительное восприятие.
Путает названия цветов, форм.
Путает правую-левую руку. Работа по предупреждению дисграфии. Развивать пространственную ориентировку: учить ориентироваться в собственном теле (правая сторона – левая сторона, в окружающих предметах, на листе бумаги. Учить различать предметы по величине, размеру, объему. Закреплять в речи названия правая, лева сторона, цвета, формы, величины. Воспитатели.
Родители.
Состояние словарного запаса.
Объем словаря снижен относительно возраста.
Обобщающие понятия подбирает не в полном объеме.
Недостаточный запас антонимов. Обогащать и уточнять словарный запас. Пополнять словарь в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, знакомства с явлениями природы, владеть информацией о себе, своей семье. Обогащать словарь существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные уборы».
Формировать обобщающие понятия. Расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Зима», «Зимующие птицы», «Обувь», «Одежда», «Профессии».
Увеличивать объем антонимов и учить употреблять их в активной речи. Учить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Обогащать словарь существительных, прилагательных, глаголов по темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Школьные принадлежности», «Транспорт». Познакомить с новыми обобщающими словами.
Учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные. Логопед.
Воспитатели.
Зрительное восприятия и узнавание.
Нарушение целостности зрительного восприятия Развивать зрительное восприятие и узнавание. Формировать целостность зрительного восприятия: силуэтные, контурные, зашумленные, наложенные изображения предметов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, нахождение такого же предмета, составление целого из частей, Формировать представление целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе. Учить находить сходства и различия в предметах, изображениях.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу. Письмо элементов в заданном порядке. Формировать целостность зрительного восприятия: узнавание целого по части, восстановление целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу, узнавание предметов (его вариантов) по описанию.
Работа с мозаикой, конструирование фигур, цифр и букв из палочек и элементов.
Развивать способность концентрировать и распределять внимание: усложненные лабиринты, зрительные диктанты, орнаменты по образцу. Воспитатели. Родители.
Состояние грамматического строя речи.
Состояние словообразования.
Допускает ошибки при изменении слов по числам, в предложно – падежных конструкциях.
Слабо дифференцирует пространственные предлоги.
Трудности в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Допускает ошибки в образовании притяжательных и относительных прилагательных от существительных. Формирование навыков словообразования и словоизменения. Учить различать в пассивной речи формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.
Дать представления о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения. Формировать навык четкого произношения окончаний -и, -ы существительных во множественном числе. Учить дифференцировать пространственные предлоги: НА, ПОД. Учить произносить в активной речи все нечеткие окончания различных грамматических форм. Формировать навык правильного произношения окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка :
-родительный падеж существительных ср. рода мн. числа;
-усвоение в речи предложных конструкций. Знакомство с предлогами и их значением, В, ИЗ, ЗА. Учить образовывать слова с помощью суффиксов –оньк, -еньк. Учить образовывать и активно употреблять в речи притяжательные и относительные прилагательные. Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными.
Познакомить со значение предлогов К, ОТ, С, ПЕРД, НАД, МЕЖДУ, БЕЗ. Учить правильно образовывать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции с этими предлогами. Логопед.
Воспитатели.
Состояние связной речи.
Не составляет рассказ описание.
Сюжетная серия: серия разложена неправильно, рассказ сводится к односложным ответам по наводящим вопросам.
Пересказывать не может.
Формирование связной речи. Учить правильно давать ответы на поставленные вопросы. Учить составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность.
Составлять предложения по картинке.
Составлять рассказа-описания по схеме, плану. Формировать навык составления предложений с предлогами.
Учить составлять рассказ-описание по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь». Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, рассказ по серии картин. Формировать навык пересказывания сказок, рассказов своими словами.
Логопед.
Воспитатели
Состояние графических навыков.
Недостаточно развиты моторные и графические навыки руки. Развивать и совершенствовать моторные и графические навыки Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки:
-пальчиковая гимнастика
-упражнения для свободных движений руки
-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
-работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, застежки. Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание
Развивать мелкую моторику кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-обведение по контуру Развивать зрительно-моторную координацию:
-работа по зрительно-двигательным траекториям
-рисование по точкам Воспитатели.
Родители.
Словесно-логическое мышление.
Фрагментарная недостаточность познавательной деятельности Развивать словесно – логическое мышление. - Формирование умений понимать и задавать вопрос
- Развитие способности обобщать
- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам
- Умение устанавливать закономерности и логические связи
- Развитие логических операций: анализ, синтез, обобщение
- Умение логически выстраивать высказывания
- Уметь понимать причинно-следственные связи
- Развитие логического запоминания Воспитатели.
Родители.