Индивидуальный маршрут повышения квалификации

Любовь Семёновна Алтухова
Индивидуальный маршрут повышения квалификации

Индивидуальный маршрут повышения квалификации

«Фитбол-гимнастика как метод профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников»

Алтуховой Любови Семеновны,

инструктора по физической культуре МБДОУ детского сада № 56 г. Новочеркасска

на 2013-2015г. г.

Представление маршрута повышения квалификации по теме:

Подготовила: инструктор по физической культуре

Алтухова Л. С.

г. Новочеркасск 2014г.

Общеизвестно, что здоровье это национальная безопасность государства.

Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. д. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, что для «создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется провести оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения здоровья подрастающего поколения»

В п. 1.7.Стандарт является основой для:6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма».

СанПин 2.4.1.30 49-13 в разделе XII. «Требования к организации физического воспитания», в п. 12.1 говориться что:«Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств».

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки.

Дети с нарушениями осанки обычно неловкие, подвижным играм предпочитают неспешные прогулки. Физическая подготовленность таких детей, как правило, неудовлетворительная. По мнению Бразите И. К. (1986, Глазыриной Л. Д. (1992, Курдюкова Б. Ф. (1994, Корнеевой Л. Ф. (1995, Ахметова С. М. (1996, Никитушкина В. Г. (1999) и других специалистов, одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является разработка новых инновационных методик, в которых использование специально подобранных физических упражнений дает положительный эффект в реабилитации.

Концептуальной основой деятельности нашего детского сада на основании положений «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильева, Т. С. Комарова, В. В. Гербова; авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко2000г. ;является обеспечение создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе;. Таким образом, считаю целесообразным подобрать инновационные образовательные здоровьесберегающие образовательные методики и технологии.

Проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, профилактики и коррекции нарушения осанки для меня стала актуальной.

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Что особенно важно для детского сада с логопедическими группами, которые есть и в нашем дошкольном учреждении. Для таких ребятишек необходимо применять такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обаяние) и переработки информации.

Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена педагогами на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских сада Санкт-Петербурга.

В своей работе авторы: Т. С. Овчинникова, кандидат педагогических наук и А. А. Потапчук, кандидат медицинских наук, доцент предложили собственные разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами развития. Ознакомившись с данной методикой, я начала применять её в действии в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки. Авторы предлагают методику занятий с фитболами в разнообразных формах.Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т. д.

Уникальное сочетание физических упражнений на фитболах, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета поразному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

развитие двигательных качеств;

обучение основным двигательным действиям;

развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

развитие мелкой моторики и речи;

стимуляция развития анализаторных систем;

укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

адаптация организма к физической нагрузке.

Получив информацию в этом направлении, я определила тему для своего индивидуального маршрута.

Но прежде чем приступить к внедрению новых форм физкультурных занятий, необходимо накопить банк данных по этому направлению,то есть: приобрести гимнастические мячи (фитболы, разработать комплексы гимнастических упражнений, игровых, сказочных, сюжетных конспектов занятий,подобрать и составить картотеки подвижных игр, игр-эстафет. Путем анкетирования выяснить, что знают родители о нарушениях осанки, какую работу необходимо проводить с детьми и т. д.

На основе коррекционных методик Потапчук А. А. подобрала и разработала новые формы физкультурных занятий с использованием фитбол - гимнастики для профилактики и коррекции нарушения осанки и оздоровления дошкольников.

Исходя из актуальности данной проблемы, я сформулировала цель

и задачи своей работы.

Цель: способствовать формированию правильной осанки у детей

5-7 лет, а также профилактике и коррекцию нарушений осанки.

Задачи: (решаются в три этапа)

1-й этап.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений (сидя, лежа, в приседе)

2-й этап.

1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

3-й этап.

1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

4-й этап.

1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Сами занятия фитбол – гимнастикой строятся по общепринятой схеме,состоящей из 3 частей: вводной, основной, заключительной.

На этих занятиях решаются следующие задачи:

1. ознакомить детей с разными видами надувных мячей;

2. научить правильно сидеть на мячах;

3. научить покачиваться и подпрыгивать на мячах;

4. научить выполнять упражнения в разных исходных положениях –

сидя на мяче, лежа на мяче на спине, лежа на мяче на груди, лежа на спине на полу ноги на мяче и т. д. ;

5. укреплять мышцы, поддерживающие правильную осанку;

6. формировать навык правильной осанки;

7. тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику;

8. научить выполнять упражнения в паре со сверстниками;

9. поддерживать интерес к упражнениям и играм с мячами, учить

детей оценивать свои движения и ошибки других;

10. побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчеству,

инициативности, активности, формировать привычку к здоровому образу

жизни;

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В совместной работе с семьёй я подготовила ряд консультаций для родителей, беседы, памятки, буклеты, тематические выставки литературы, мастер-классы по выполнению упражнений на фитболе, анкетирование, презентации. Родители научатся ближе видеть процесс решения проблемы в оздоровлении и воспитании ребёнка.

Как инструктор по физической культуре подготовила специальные комплексы, и рекомендовала родителям их выполнение совместно с детьми.

Для широкого использования информации в родительских уголках,в папках-передвижках разработала и составила: консультации, памятки, презентации, буклеты и т. д. которые помогут раскрыть эту тему, совместно решить проблему.

В нашем детском саду работает консультативный пункт, где родители смогут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволит привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Совместная работа

С воспитателями:

контроль посадки за столами на занятиях и приемом пищи,

контроль во время сна – детям с нарушением осанки без подушки и жесткое основание кровати,

индивидуальная работа с детьми в течение дня с применением здоровье- сберегающих технологий упражнений на профилактику и коррекцию нарушение осанки; развитие всех компонентов речи;

Подвижные игры на воздухе;

утренние гимнастики;

гимнастики пробуждения.

С музыкальным руководителем:

музыкальное сопровождение занятий;

музыкальное сопровождение для утренних гимнастик и гимнастики пробуждения;

музыкально-ритмические игры;

С родителями:

игры и упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки ребенка;

контроль над выполнением домашних заданий;

контроль над правильным выполнением упражнений на фитболе;

Форма подведения итогов

1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

2. Открытый показ организованной деятельности для родителей и педагогов

3. Участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня

4. Видеоматериал

Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику нарушения осанки у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.

Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррекции большая. Поэтому в практике профилактических и коррекционных упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.

Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов.

Принят на педагогическом совете Утверждаю ___

Протокол № __ от ___ 2013г. Заведующий МБДОУ

детским садом №56

Г. Д. Саламатина

Индивидуальный маршрут повышения квалификации

«Фитбол-гимнастика как метод профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников»

Алтуховой Любови Семеновны,

инструктора по физической культуре МБДОУ детского сада № 56 г. Новочеркасска

на 2013-2015г. г.

г. Новочеркасск

2013г.

Тема: «Фитбол-гимнастика как метод профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников»

Цель:

повышение профессионального мастерства, теоретического и научно-методического уровня путем изучения и анализа методического материала и использования его в работе с детьми.

Задачи:

изучить, накопить и обобщить опыт по теме самообразования;

накопить практический, игровой и дидактический материал по использованию фитболгимнастики для оздоровления дошкольников.

максимально индивидуализировать воспитательный процесс за счет широких возможностей профилактики и коррекции осанки.

«Я не боюсь ещё и ещёраз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя,

о жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

№п/п

Содержание деятельности

Форма (изучение методического материала, анализ, составление, подбор и составление, участие, представление материала

Срок

Учебный год, месяцы Взаимодействие

с методической

службой д/с Предполагаемый

результат (составление картотеки, разработка проекта, разработка тематического плана, разработка консультационных материалов для родителей, обзор изучаемой темы на педсовете, повышение научно-методических знаний, освоение новых форм и методов работы

1. Изучение нормативно-правовой базы,затрагивающей вопросы физкультурно-оздоровительного воспитания дошкольников:

Ознакомление с новыми нормативными документами Сентябрь,

Октябрь 2013г.

Изучение нормативно – правовых документов находящихся в методическом кабинете Повышение профессиональной компетентности по данной теме. Обзор изученной нормативной документации, или картотека выдержек из документов по теме самообразования

2.Изучение научно-методической литературы по данной теме: «Фитбол-гимнастика как метод

профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников»

Изучение методического материала Ноябрь – апрель 2014г. Изучение методической литературы

находящейся в методическом кабинете Повышение научно-методических знаний.

Составление комплексов

фитболгимнастики, разработка конспектов занятий на

фитболах по методике Н. Н. Ефименко.

Подборка картотек: подвижных, сюжетных и игр-эстафет на фитболах.

Презентации для детей старшего дошкольного возраста и родителей: «Волшебные фитболы», «Использование фитболгимнастики для оздоровления детей»

3.Изучение периодической литературы: журналы «Дошкольное воспитание»,»Инструктор по физкультуре»,

Подбор материала для бесед в специально-организованной и совместной деятельности с детьми Январь – февраль 2014г. Изучение методической литературы находящейся в методическом кабинете Разработка материалов для бесед в специально-организованной и совместной деятельности с детьми по данной теме.

4.Изучение авторских программ по здоровье сберегающим технологиям в образовательном процессе ДОУ:

Анализ авторских программ: Октябрь-апрель Изучение методической литературы находящейся в методическом кабинете Презентация программ.

5.Изучение опыта работы коллег по данной проблеме:

Ознакомление с новыми достижениями коллег Январь 2013г. -февраль 2015г. Изучение методической литературы Освоение новых форм и методов работы. Информационная справка.

Пополнение предметно-развивающей среды:

6.Обзор в сети Интернет информации по теме самообразования: научные

статьи, авторские разработки, педагогические проекты, дипломные работы, теоретические основы и вопросы. Подбор и создание

демонстрационного материала, пособий, презентации. Октябрь – май 2015г. Разработка информационного материала для родителей,

разработка конспектов образовательной деятельности.

7. Разработка материалов по теме самообразования Разработка и реализация образовательного проекта «Фитбол-здоровье дошколят» Ноябрь 2014г. – апрель 2015г. Индивидуальные консультации с воспитателями и специалистами ДОУ. Представление итогов реализации проекта на ГМО инструкторов по ф. к. Разработка и составление картотек игр с фитболами, танцевального комплекса на фитболах.

Обзор изучаемой темы на педсовете, тематических неделях города.Буклет для родителей: «Игры и занятия с фитболом».

8.

Рассмотрение результатов работы

Проведение спортивных праздников, физдосугов открытых просмотров и развлечений с участием детей, педагогов и родителей.

Октябрь 2013г. -май 2015г.

Индивидуальные консультации с воспитателями

специалистами ДОУ и родителями

Разработка физкультурных занятия с использованием фитболов:

«Мы знакомимся с фитболом»

"Мир вокруг нас"

«Подводный мир»

«Приключения подводных пузырей» «В здоровом теле, здоровый дух!» (Конспекты занятий на фитболах)

Развлечения:

«В поисках сокровищ»,

«Лесные приключения»

Публикации по теме:

Деловая игра для слушателей курсов повышения квалификации РМ по лексической теме «Осень»Деловая игра для слушателей курсов повышения квалификации РМ по лексической теме «Осень» «Использование театрализованной деятельности в логопедической работе ДОО в соответствии с ФГОС». Звенит звонок, заливается, И наша игра.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника Возраст ребенка: 6 лет Пол: женский Проблема: слабо развито понятие о звуковой структуре слова Цель индивидуального маршрута: развитие.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ Наше ДОУ общеобразовательного вида посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие заключение ГПМПК. В соответствии с Законом Российской.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Проектирование сюжетно-ролевой игры «Семья» Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Игровые технологии в образовательном процессе ДОО» на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Организация игровой деятельности в соответствии с ФГОС до» Проект организации сюжетно-ролевой игры в средней группе на тему «Поездка на автобусе» Целевой компонент Цель: формирование умения гибко.

Мероприятие для курсов повышения квалификации. Программа «Мир открытий» (средняя группа) Тема: Нахождение предмета по форме. Квадрат. Цель: 1. Учить объединять предметы по общему признаку. Сформировать представление о квадрате.

Результативность работы узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации Результативность работы и роль узких специалистов в деятельности образовательного учреждения в контексте повышения квалификации Критерий.

Тематические недели как форма повышения квалификации Государство и общество предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога, что предусматривает непрерывность его профессионального.

Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации Управление реализацией персонифицированных программ повышения квалификации в образовательном учреждении (ДОУ) напрямую зависит от системы.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Индивидуальный маршрут повышения квалификации
Опубликовано: 15 июня 2016 в 14:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Международный день цветка

Очередной тематический день посвящен красивейшему творению природы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы расширить представление детей о цветах и увлечь их занимательным...

21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...


Горячие темочки