Кривцова Мария Игоревна
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
▼ Скачать + Заказать документы
Кривцова М. И., педагог-психолог,
высшая квалиф. категория,
МАДОУ №20 «Дружный хоровод»,
г. Северодвинск.
Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию обучения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут как один из путей индивидуализации образования» размещена в разделах
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
В настоящее время о создании специальных условий для получения образования для детей с ОВЗ, говорится в следующих нормативно-правовых актах:
Согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (ст. 23).
• ФГОС ДО так жепредлагают учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ребенком с ОВЗ образования.
Требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО предполагают индивидуализацию образования, в т. ч. поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональную коррекцию особенностей его развития.
• В федеральном законе «Об Образовании в РФ» (ст. 64) указано, что «. образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.».
Использование индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения. Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.
Некоторые современные педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом. Другая категория педагогов склонна рассматривать ИОМ в личностно-ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
В результате разнообразия взглядов возникает и множественность подходов к определению понятия «индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в сфереинтеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного и нравственно-духовного развития, который строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, где активными участниками являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Поэтому в нашем понимании ИОМ – это специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках детей, овладеть ключевыми образовательными компетентностями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации и стимулировать гармоничное развитие воспитанника.
Такое определение нам ближе, т. к. чаще всего ИОМ в нашей ДОО необходимо разрабатывать для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Чаще всего дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют диагноз ОНР разной степени тяжести.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
В ряде случаев сопутствующим общему недоразвитию речидиагнозом бывает дизартрия.
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка с ТНР необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л. С. Выготский, но и «горизонты развития» (Н. Н. Поддьяков, когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве (Ж. Пиаже, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
В многочисленных книгах и статьях о работе с детьми с особыми образовательными потребностями предлагаются интересные задачи, задания, методики. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему - индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи индивидуального образовательного маршрута :
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка и освоения ООП ДО;
-работать над формированием умения учиться (например, в подг. гр. - умение выделять учебную задачу, в ст. гр. - организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
- корректировать речевое развитие детей;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуально-волевого развития, расширять кругозор;
-корректировать зрительно-моторные нарушения, общую и мелкую моторику;
-способствовать формированию у воспитанников положительной оценки себя и своих способностей;
-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.
Это обеспечивает успешное освоение каждым воспитанником основной общеобразовательной программы дошкольного образования, личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей и приносит преимущества социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой - постановка целей образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта;
- содержательный - обоснование структуры и отбор содержания коррекционно-развивающих программ, их систематизация;
- технологический - определение используемых педагогических технологий, методов, методик;
- диагностический - определение системы диагностического сопровождения;
- организационно-педагогический - условия и пути достижения педагогических целей.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута, его успешность зависит от соблюдения комплекса факторов:
• структурирование педагогического процесса - согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- учёт особенностей, интересов и потребностей самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- учёт возможностей ДОО удовлетворить образовательные потребности детей;
- учёт оснащённости материально-технической базы ДОО.
• сопровождение - осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, т. е. учёт профессионализма педагогического коллектива;
• регулирование - обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности;
• прогнозирование - формулировка ожидаемых результатов.
Мы используем ИОМ в работе с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности и имеющими трудности освоения адаптированной образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ включает следующие разделы:
Индивидуальный маршрут сопровождения___
ФИО ребенка
1. Дата рождения.
2. Дата поступления в учреждение.
ИОМпредназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями, поэтому есть пункт 3.
3. Заключения врачей – специалистов:невролога (наличие дизартрии, СДВГ, отоларинголога о состоянии слуха, хирурга-стоматолога о длине подъязычной связки, ортопеда о врожденных нарушениях осанки и т. д.
4. Заключение ТПМПК – уточненный диагноз.
5. Заключение ППк (протокол № от) :
- например, по результатам первичного мониторинга затруднено освоение программы своей возрастной группы; необходима разработка и реализация ИОМ (ведущий специалист учитель-логопед); Делается вывод, что наиболее эффективны индивидуальные формы обучения;
6. Психолого-педагогическая характеристика ребенка: включает анамнез развития, итоги диагностических обследований специалистов, заключение об успешности освоения ООП ДО, особенности поведения, семейной ситуации.
7. Образовательный маршрут
В данном разделе в пояснительной записке авторы ссылаются на нормативные документы, регулирующие процесс обучения ребенка.
Содержание образовательного процесса осуществляется по индивидуальному учебному плану и определяется Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой(2015г.) и адаптированной образовательной программой ДОО для детей с ТНР. В соответствии с требованиями СанПиН определяется продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД, коррекционно-развивающих занятий, максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки.
В данном разделе может быть помещен учебный план или сетка занятий ребенка.
8. Организация сопровождения (указываются специалисты, привлечение внешних ресурсов, направления работы, план работы, функциональные обязанности специалистов).
Для ребенка с ТНРвыделяется следующая последовательность этапов сопровождения: Сл. 12
• диагностический (проводится обследование ребенка специалистами и воспитателями);
Результат: создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребёнку с нарушениями речи. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОО и родителей.
После каждого этапарезультаты сопровождения обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме ДОО, где коллегиально вырабатывается дальнейшая стратегия сопровождения детей, корректируются и согласовываютсяцели и задачи.
• ориентировочно-мотивационный (создание у родителей установки на активное взаимодействие со специалистами, а у детей - интереса к предлагаемой деятельности);
• конструктивный (основной) этап предполагает собственно коррекционную работу с ребенком; Реализацию коррекционно – развивающих программ.
Результат: устранение отклонений в речевом психическом, физическом развитии. Сл. 15
• контрольный (заключительный) этап- проведение повторной диагностики, которая позволяет оценить эффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.
Результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребёнком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных программ, направление детей 6-7 летна ТПМПК по набору в классы СКК происходит посредством коллегиального заключения педагогов на ППк ДОО.
9. Содержание работы по сопровождению ребенка
• постановка цели: обеспечение условий для усвоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении;
• формулировка задач коррекционной работы педагогов;
• определение основных форм работы специалистов и предполагаемого результата;
Родителям таких детей необходима психолого-педагогическаяподдержка, просвещение,часто коррекция родительско-детских отношений, так как обе стороны испытывают трудностив общении, социальной адаптации. Поэтому предусмотрен пункт 9.
10. Организация взаимодействия с семьей (формы, содержание)
Указываются цели, задачи, ожидаемые результаты, направления и формы работы с семьей.
11. Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Результативность использования данной программы– анализ условий эффективной работы ИОМ. Примерный прогноз развития ребенка включает описание положительной динамики развития ребенка, изменений семейной ситуации. Рекомендации формулируются исходя из особенностей ребенка с ОВЗ.
Обучение дошкольников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет :
1. При выборе способов индивидуального подхода к детям опираться на знание их личностных особенностей.
2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с неразвитыми познавательными интересами и низкой учебной мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
3. Обеспечивать на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивное восприятиеобразовательной деятельности ребенком.
4. Непротивопоставлять более успешных детей слабоуспевающим.
5. Подвергать критике только конкретные действия ребенка, не задевая его личность (замечания без эмоциональной окраски и осуждения).
6. Снижать доминантность педагога - излишне активные и напористыевоздействия истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (дети с ОВЗ менее выносливы, эмоционально лабильны) и вынуждают его защищаться (негативизм, конфликтность, капризы, упрямство).
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут становится персональным путем реализации личностного потенциала ребенкас ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг его интересов, компенсировать недостатки развития и обучения, повысить самооценку, интегрировать его в социум.
Список литературы:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М. : Просвещение, 1967. 207 с.
2. Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова. 2-е изд., доп. - М. : Педагогика, 1970. - 503 с.
3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: «Ушверспэцкае», 1997. - 240 с.
4. Н. В. Нищева Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С. Пб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
6. Федеральные государственные требования дошкольного образования.
7. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ».
8. Интернет-источники: nsportal.ru,festival.1september.ru