Магер Наталья
Индивидуальный план по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя
Магер Натальи Александровны на 2022-2025г.
«Развитие речи детей дошкольного возраста через чтение сказок»
Начало работы над темой – 2022г.
Предполагаемая дата окончания работы - 2025г.
Воспитатель
Магер Н. А.
Г. Бийск, 2022
Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Развитие речи детей дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность темы:
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления его личности. Одной из важнейших задач по развитию речи дошкольников является формирование связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.
Для каждого ребенка дошкольного возраста связная речь – это уже успех легкого обучения грамоте в начальной школе. Ребенок с плохо развитой и не связной речью часто является неуспевающим по многим предметам школьной программы.
Большие возможности для развития речи дошкольников представляют сказки.
С помощью сказок дети начинают понимать насколько богат язык. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся слушать, пересказывать, инсценировать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки. Эти занятия вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Яркость, образность, простота, возможность повторять одни и те же речевые формы и образы, которые присуще литературному языку позволяют сделать сказки главным фактором развития связной речи дошкольников.
В процессе развития связной речи большое значение имеет взаимосвязь речевого и эстетических аспектов. Для формирования умения выстраивать связные высказывания необходимо познакомить дошкольников с изобразительно – выразительными средствами художественного текста: эпитеты, метафоры, сравнения, гипербола и. т. д. Овладение родной речью, ее грамматическим строем является показателем умения строить связные высказывания.
Формы и методы работы:
- чтение сказок;
- беседа;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- показ игрушек, иллюстрации, картинки;
-инсценировка сказок;
- свободная игровая деятельность;
- презентация по сказкам;
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Выявление влияния сказок на развитие речи старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, пользуя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над звукопроизношением.
Развивающие : развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной, выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе.
Предполагаемый результат:
• овладение детьми грамматической структурой язык;
• сформирована диалогическая и монологическая речь;
• обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
• сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;
• проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.
Перспективное планирование на 2022-2023 г.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Месяц Тема Цель Содержание
Январь
2022 Изучение методической литературы Повысить свой профессиональный уровень по теме
Организация образовательного процесса и развивающей предметно пространственной среды. Подготовка художественной литературы, сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Волк и лиса», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», Маша и медведь», и беседа по ним. Подготовка картотеки «Пальчиковые игры»
Февраль
2022 Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие). Петушок, лиса, заяц. Развивать внимание, логическое мышление. Дидактические игры: «Узнай, из какой сказки», «Угадай сказку» Продуктивная деятельность: рисование «Петушок», лепка «Лисичка»
Март
2022
Чтение детям русских народных сказок.
Моделирование сказки «Лиса и кувшин» Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.
Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.
Проведение викторины «Наши любимые сказки»
Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».
Занятие 1. Слушаем сказку «Лиса и кувшин»;
Занятие 2. Показываем сказку «Лиса и кувшин»; Занятие 3
Рисуем сказку «Лиса и кувшин».
Апрель
2022 Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Поддерживать интерес к художественной литературе, развивать мышление и речь
Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать отрывки.
Развивать связную речь.
Конкурс для детей и родителей – рисунок на тему «Моя любимая сказка»
Презентация
Май
2022 Аудио прослушивание сказки «У страха глаза велики» Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без.
Развивать связную речь.
Создание картотеки сказок
Памятка для родителей: «Какие бывают сказки»
Июнь
2022 Работа над развитием связной речи через театральную деятельность
Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать.
Развивать связную речь.
Совершенствовать умения детей поддерживать беседу. Сообщение для родителей на тему: «Сказка как средство развития связной речи дошкольников».
Памятки для родителей «Читаем детям»
Июль
2022 Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие)
Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
Развивать внимание, логическое мышление. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, различать положительных и отрицательных героев. Чтение, беседа, показ спектакля с детьми.
Дидактические игры: «Придумаем вместе сказку: я начну, а ты продолжи» (речевое творчество).
Август
2022 Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без.
Развивать связную речь.
Совершенствовать умения детей поддерживать беседу. Развивать речевое творчество, воображение, фантазию.
Рисование «Золотая рыбка».
Театр масок.
Сентябрь
2022 Чтение сказки
Н. Сладков «Медведь и солнце».
Поддерживать интерес к художественной литературе, развивать мышление и речь
Создание положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.
Привлечение родителей в создании театра по мотивам сказок.
Театрализованная деятельность детей.
Октябрь
2022 Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. Игровое упражнение "Соедини правильно".
Ноябрь
2022 Чтение и беседа с детьми по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Учить узнавать сказки, героев по заданиям.
Рисование и лепка героев сказок.
Декабрь
2022 Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать грамматический строй речи.
Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
Развивать речь.
Проект «Сказки Пушкина»
Формы работы: чтение сказок и рассказ воспитателя;
беседы:«Какие сказки Пушкина мы знаем?»
НОД «Путешествие по сказкам Пушкина;
викторины, пересказ, заучивание отрывков наизусть.
Январь
2023 Чтение, беседа, пересказ отрывков, показ спектаклей с детьми по сказкам: П. Ершов «Конек-Горбунок»;
Ш. Перро «Кот в сапогах» Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без.
Развивать связную речь.
Развивать речевое творчество, воображение, фантазию.
Продуктивная деятельность: рисование «Кот в сапогах».
Февраль
2023 Литературное развлечение «В гостях у сказки»
Загадки
Конкурсы
Рассказ ребенка «Мой любимый сказочный герой». Учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других. Развитие мышления и связной речи, творчества и воображения.
Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в играх развивающего характера.
Рисование и лепка героев знакомых сказок
Конкурс для родителей и детей – совместно придумать волшебную сказку «Сочиним сказку».
Март
2023 Развитие речи и
личности
дошкольника в
сказкотерапии
«Зайка – зазнайка»,
«Волшебные слова».
Побуждать к
умению выразительной
передачи в мимике и
движениях эмоциональных
состояний; развивать умение
составлять словесные описания
по восприятию
пантомимических этюдов;
активизировать в речи
фразеологизмы. Консультация для педагогов
«Сказкотерапия»
на занятиях по
развитию речи».
Апрель
2023 Работа с загадками. Показать роль загадки на
формирование
выразительности речи.
Консультация для
родителей:
«Использование
загадок, как
средство
формирования
выразительности
речи».
Май
2023 Составление загадок. Учить детей отгадывать
загадки по схемам. Развивать
монологическую речь детей. Тематическое
занятие «В мире
загадок»
Июнь
2023 Работа над
пересказами с
использованием
опорных схем.
Обучение связному
последовательному пересказу с
наглядной опорой в виде
графических схем,
отображающих
последовательность событий; Проведение
тематического
занятия.
Июль
2023 Работа над
интонацией, дикцией,
выразительностью
речи во время
заучивания
стихотворений.
Учить детей читать
выразительно стихотворения
перед слушателями. Вызвать
интерес к поэзии. Пополнять и
активизировать в речи
словарный запас детей на тему
«Лето». Конкурс чтецов.
Август
2023 Работа над развитием
речи через
театральную
деятельность.
Раскрытие творческих
способностей и
самостоятельности детей.
Показ сказки
«Теремок (на
новый лад)» детям
младшей группы.
Физкультурное развлечение «Стоит в поле теремок, теремок.
Перспективное планирование 2023-2024 г.
Сентябрь
2023 Игры и упражнения
для развития речи
детей старшего
дошкольного
возраста.
Совершенствовать речевой
слух, закреплять навыки
четкой, правильной,
выразительной речи.
Дифференциация звуков, слов,
предложений. Отрабатывать
темп, силу голоса, дикцию. Познакомить
родителей с
играми (
дидактическими и
лексико –
грамматическими,
влияющими на
развитие речи
детей.
Октябрь
2023 Беседы по русским народным сказкам.
Чтение сказок.
«Хвосты».
«Пряничный домик».
Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без.
Развивать связную речь.
Совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Развивать речевое творчество, воображение, фантазию. Дидактические игры «Из какой сказки герои?», «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности, игры - пазлы.
Ноябрь
2023 Обучение сочинению
сказок.
Учить детей сочинять сказку. Тематические
модели – схема;
последовательно и связно
рассказывать друг другу свои
сказки; учить придумывать
название к сказке; Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи.
Декабрь
2023 Работа с многообразием слов. Продолжать работу с протяжностью слов. Учить внимательно, слушать сказку, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Игра "Подскажи словечко".
Январь
2024 Чтение сказки «Зимовье зверей»
Развивать внимание, логическое мышление. Театрализованная деятельность детей по сказке «Зимовье зверей».
Февраль
2024 Чтение сказки. «Лисичка со скалочкой».
Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игровое упражнение "Найди ошибку художника"
Март
2024 Работа над
словарем. Учить подбирать
Признаки предметов
прилагательные к
существительны; воспитывать интерес к сказкам. Физкультминутка "Встреча друзей"
Апрель
2024 Чтение сказки.
«Чудесные лопаточки». Развивать речевое творчество.
Игра "Подскажи словечко" нахождение несоответствий в рисунках.
Май
2024 Игры и упражнения
для развития речи
детей старшего
дошкольного
возраста. Закреплять навыки
четкой, правильной,
выразительной речи.
Дифференциация звуков, слов, Игра "скворечник"
Июнь
2024 Рисование с помощью нетрадиционной техники «Чудо-дерево». Поддерживать интерес к художественной литературе, развивать мышление и речь. Проведение викторины «Наши любимые сказки»
Июль
2024 Сравнение слов по звучанию, с протяжностью слов (длинные, короткие). Работа над темпом и ритмом речи. Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка».
Август
2024 Беседа «Сказка, но по-новому».
Формировать навык самоконтроля и самооценки. Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок».
Перспективное планирование на 2024-2025 г.
Сентябрь
2024 Чтение сказки
«Аленький цветочек». Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Дидактические игры «Расскажи сказку» по серии картинок, «Назови героя сказок»
Октябрь
2024 Дидактические игры «Отгадай-ка»
Разработка конспектов с использованием дидактических игр Пальчиковые игры «Репка», «Рукавица»
Ноябрь
2024 Аппликация «Дом»
Создание альбома «Волшебный мир сказок». Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».
Декабрь
2024 Слушание музыкальных сказок. Оформить карточки, схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.
«Назови сказку». «Что сначала, что потом»
Январь
2025 Сказкотерапии:
«Зайка – зазнайка»,
«Волшебные слова».
Развивать внимание, логическое мышление. Аппликация «Заяц»
Февраль
2025 Чтение сказок «Телефон», «Мойдодыр». Развивать связную речь.
Совершенствовать умения детей поддерживать беседу. «Назови героя сказок», «Чья песенка?»
Март
2025 Чтение сказок
«Хаврошечка». Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. «Определи сказку по отрывку», «Из какой сказки герой»?
Апрель
2025 Чтение сказки
Сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Показ спектаклей по знакомым сказкам.
Май
2025 Чтение сказки
К. Чуковского «Муха-цокотуха». Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию. Лепка:
«Угощения от мухи-цокотухи»
Июнь
2025 Прослушивание аудиозаписей сказок. Пополнение книжного уголка русско-народными сказками.
Дидактические игры: «Определи сказку по отрывку», «Из какой сказки герой»
Июль
2025 Чтение сказки «Заяц-хвастун». Обогащать и расширять словарный запас детей. Активизировать словарь детей. «Расскажи сказку по серии картинок»
Август
2025 Чтение сказки «Лиса и кувшин».
Развивать речевое творчество, воображение, фантазию.
Оформление работы по самообразованию в полном варианте. Рисуем сказку «Лиса и кувшин».
Физкультминутка "Пальчики"