Скворцова Елена Анатольевна
Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников» на 2019–2020 учебный год
Актуальность темы:
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.
Публикация «Индивидуальный план самообразования „Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;
- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;
- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;
План работы :
Сентябрь
- «Вечера сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, беседа, пересказ («Журавль и цапля», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Петушок и бобовое зёрнышко»).
- Изучение методической литературы по теме самообразования. - Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе, развивающей предметно – пространственной среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок». - Выставка книг о школе - Консультация для родителей: «Роль книги в развитии речи детей»
- Индивидуальные консультации
Октябрь - Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: «Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, «В лесу» И. Соколов-Микитов, «Грибы» И. Соколов-Микитов, И. Бунин «Листопад»
- Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая»
- Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
- Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад». - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).
Ноябрь - Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.
- «Памятки для родителей по обучению связной речи».
- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»
Декабрь - Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.
- Зимний театрализованный праздник: «Новый Год»
- Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» - Папка – передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)
- Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Новый Год» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).
Январь - Чтение сказок В. Сутеева - воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций. - Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения. - Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Моя любимая книга».
Февраль - Чтение и заучивание стихотворений Ф. Тютчев «Зима не даром злится». - Чтение сказок А. С. Пушкина. - Выставка книг «Наш любимый Пушкин А. С.» - Литературная викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». - Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества» - Иллюстрации: «День Защитника отечества», «Наша армия сильна» - Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»
Март
- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник: «Мамочка любимая» Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»
- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Мамочка любимая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).
- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».
Апрель - Игры-драматизации по мотивам любимых сказок: «Русская народная сказка глазами детей». Подготовка атрибутов для игр – драматизаций. - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»
- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям.
- Выставка книг о войне. Фотовыставка «Мы ими гордимся», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Май - Тематическое занятие «День Победы» - чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка наглядного материала, пособий для педагогов, родителей: «Великий День Победы».
- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми». - Доклад «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» (выступление на семинаре-практикуме). – Мониторинг. - Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Список используемой литературы :
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
8
Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.