Приложение МААМ

Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников» (2 фото)

Скворцова Елена Анатольевна
Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников» на 2019–2020 учебный год

Актуальность темы:

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.

Публикация «Индивидуальный план самообразования „Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников“» размещена в разделах

Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;

- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

План работы :

Сентябрь

- «Вечера сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, беседа, пересказ («Журавль и цапля», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Петушок и бобовое зёрнышко»).

- Изучение методической литературы по теме самообразования. - Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе, развивающей предметно – пространственной среды – «Центр речевого развития», «Уголок книги», «Театральный уголок». - Выставка книг о школе - Консультация для родителей: «Роль книги в развитии речи детей»

- Индивидуальные консультации

Октябрь - Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений: «Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, «В лесу» И. Соколов-Микитов, «Грибы» И. Соколов-Микитов, И. Бунин «Листопад»

- Осенний театрализованный праздник: «Осень золотая»

- Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

- Сюжетные картинки: «Времена года», «По грибы», «Урожай», «Лес осенью», «листопад». - Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику: «Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Ноябрь - Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?», «Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко», «Придумай конец», «Кто в домике живёт?», «Слова перепутались», «Придумай рассказ про…»

Декабрь - Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.

- Зимний театрализованный праздник: «Новый Год»

- Сюжетные картинки: «Зима», «Зимние забавы», «Катание на лыжах» - Папка – передвижка для родителей: «Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)

- Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику: «Новый Год» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).

Январь - Чтение сказок В. Сутеева - воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций. - Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения. - Выставка книг: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Моя любимая книга».

Февраль - Чтение и заучивание стихотворений Ф. Тютчев «Зима не даром злится». - Чтение сказок А. С. Пушкина. - Выставка книг «Наш любимый Пушкин А. С.» - Литературная викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». - Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах: «День Защитника Отечества» - Иллюстрации: «День Защитника отечества», «Наша армия сильна» - Разучивание с детьми стихотворений к празднику: «День Защитника Отечества»

Март

- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник: «Мамочка любимая» Сюжетные картинки: «Весна», «Весенние заботы», «Мамин праздник»

- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику: «Мамочка любимая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).

- Консультация: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель - Игры-драматизации по мотивам любимых сказок: «Русская народная сказка глазами детей». Подготовка атрибутов для игр – драматизаций. - Подведение итогов работы на родительском собрании: «Успехи наших детей»

- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям.

- Выставка книг о войне. Фотовыставка «Мы ими гордимся», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Май - Тематическое занятие «День Победы» - чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка наглядного материала, пособий для педагогов, родителей: «Великий День Победы».

- Рекомендации родителям на летний период: «Читайте вместе с детьми». - Доклад «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» (выступление на семинаре-практикуме). – Мониторинг. - Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Список используемой литературы :

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.

8

Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»

Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.

Фото «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»
Публикации по теме:

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 20:27
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный план самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Скворцова Елена Анатольевна (УИ 36010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД